Можно многое сказать о выражении Кейт Уинслет сожаления по поводу работы с Вуди Алленом и Романом Полански. Некоторые могут сказать, что это случай «слишком мало, слишком поздно», указывая на то, что обвинения в адрес обоих режиссеров были хорошо известны задолго до того, как Кейт появилась в их фильмах - «Колесо чудес» Вуди и «Резня» Романа. Некоторые могут задаться вопросом, почему женщины продолжают считаться виновными в работе с такими мужчинами, в то время как сами мужчины, похоже, могут продолжать свою работу без каких-либо последствий. Есть много веских ответов на то, что она выразила. Но вы знаете, что? Моя инстинктивная первая реакция - облегчение. Это доказательство того, что в извинениях все еще есть реальная, долгожданная ценность.
Ну, она не совсем извиняется. Скорее, она выражает полное недоверие к тому, что когда-либо работала с кем-либо из них. «Какого хрена я делала, работая с Вуди Алленом и Романом Полански?» - спрашивает она в Vanity Fair. «Для меня сейчас невероятно, как эти люди пользовались таким уважением, так широко пользовались популярностью в киноиндустрии и так долго. Это позорно. И я должен взять на себя ответственность за то, что работал с ними обоими».
Это может показаться не очень важным, но это, несомненно, имеет значение для тех, кто критиковал выбор Кейт работать с такими мужчинами и, возможно, чувствовал себя сумасшедшим или слишком чувствительным. Жертвы и предполагаемые жертвы таких мужчин, как Роман и Вуди, могут чувствовать себя более услышанными и оцененными каждый раз, когда успешные актеры, такие как Кейт, поднимают руки и говорят: «Знаете что, я был неправ». Я тебе верю». Это нельзя недооценивать.
Это всего два коротких слова, которые трудно сказать: «Прости». Но извинения обладают огромной исцеляющей силой. Посмотрите на Найджеллу Лоусон. На этой неделе телевизионный повар и национальное достояние с изяществом и смирением признал рану трехдесятилетней давности. В 1993 году она написала статью в The Evening Standard о Кристи Элан-Кейн, негендерной активистке, которая долгое время выступала за юридическое признание негендерных людей. Кристи использует «per» как гендерно-нейтральное местоимение, и мы учтем это, повторив слова Нигеллы:
«Кристи Элан-Кейн утверждала, что чувствовала себя неправильно, как женщина, и что правильное состояние было «андрогинным»», - написала Найджелла. «Для этого удалось найти врача, который провел сначала операцию по удалению обеих грудей, а затем еще одну операцию по удалению матки. Никакой болезни не было выявлено и заявлено: для такой жестокой операции не было медицинского обоснования. Конечно же, это тело Кристи Элан-Кейн - калечить по желанию. Но за стремлением к членовредительству, безусловно, скрывается самая тревожная ненависть к себе ([пер] не скрывала отвращения к своей женственности), и это не то, что можно вырезать хирургическим скальпелем.’
Кристи таила обиду, причиненную этими словами, в течение 27 лет, и неоднократные призывы к извинениям теперь предлагаются:
«Я очень рада возможности извиниться», - написала Найгелла в Твиттере на этой неделе. «Хотя я определенно не хотел причинить вреда, к сожалению, это не значит, что я не причинил вреда. И я сожалею. Я надеюсь, что последние 27 лет были для вас богатыми и счастливыми».
Классическая любезность со стороны Найгеллы, которая в последние годы зарекомендовала себя как союзник сообщества ЛГБТК+. Ей потребовалась бы минута или около того, чтобы написать эти слова, но их влияние неоспоримо. Кристи и все, кто следит за Нигеллой (обратите внимание, что она написала это публично, а не в частном порядке), будут воодушевлены.
Извинения приходят через день в мире знаменитостей. Ютуберы, уличенные в использовании ненормативной лексики, публикуют слезливые видео для своих миллионов зрителей. Ариана Гранде была вынуждена извиниться за то, что облизала пончик и сказала: «Я ненавижу Америку». Ванесса Хадженс извинилась за то, что назвала смерти, связанные с пандемией, «неизбежными». Конечно, некоторые выражения сожаления кажутся более искренними, чем другие, но когда они искренни и выражены хорошо и намеренно, они воодушевляют и искупают. Новости этой недели о том, что Уилл Смит воссоединяется с Джанет Хьюберт для ретроспективы «Свежий принц из Беверли-Хиллз», поразительны. Пара не была добра друг к другу в интервью на протяжении тридцати лет. Уилл извинился в журнальной статье, но Джанет сказала, что боль не проходит. Но, очевидно, они нашли способ двигаться дальше и снова вместе улыбаться. Это было бы невозможно без «извините».
Я смотрю на кого-то вроде Лоуренса Фокса, который вчера извинился за то, что поделился личным общением между собой и бывшей коллегой по фильму Ребеккой Фронт. Сообщение между ними отражало их разногласия: Ребекка не согласилась с недавними комментариями Лоуренса в «AllLivesMatter» и заблокировала его в Твиттере. Ребекка приняла извинения Лоуренса и попросила считать вопрос закрытым. Но весь этот инцидент заставил меня задуматься: если бы Лоуренс когда-нибудь почувствовал сожаление по поводу более важного дела дома - усиления движения, которое, можно утверждать, является врожденно расистским, - выразил бы он это? Хватит ли у него смелости сказать: «Я был неправ. Я увлекся. Мне жаль'? Или испугался бы, что зашел слишком далеко по дороге и теперь не может повернуться. Многие из нас отказываются извиняться не из-за отсутствия сожаления, а потому, что мы думаем, что уже слишком поздно. Но на самом деле никогда не поздно.
Вот в чем суть извинений. Они очищают. Они возвышают человека, который поступил неправильно, приближая его к обиженному. Не всегда легко простить преступление, обиду или ошибку, но это первый жизненно важный шаг. Без этого вы не сможете двигаться вперед.