Лето (неофициально) начинается на этой неделе, так что пора возвращаться в воду…
Выпустив в 1975 году «Челюсти», Стивен Спилберг не только проложил путь к «летнему блокбастеру», каким мы его знаем сегодня, но и написал книгу о кино с акулами-убийцами. За 40 с лишним лет после выхода «Челюстей» ни один другой режиссер даже близко не приблизился к тому, чтобы запечатлеть ужас шедевра ужасов Спилберга, хотя многие, конечно, пытались. Бесчисленные подражатели пришли вслед за Jaws, а поджанр нападения акул достиг новых минимумов в последние годы благодаря глупым усилиям Syfy, таким как Sharknado и Sharktopus.
Надежда еще не потеряна, поскольку качество акул-кино, похоже, находится на подъеме.
«Отмели» Жауме Колле-Серра был, если вы меня спрашиваете, лучшим фильмом ужасов о нападении акулы со времен «Челюстей», а прошлогодний фильм «47 метров вниз» режиссера Йоханнеса Робертса сам по себе был не так уж и плох. С выпуском крупнобюджетного The Meg на горизонте этим летом можно сказать, что акулы вернулись в жанре ужасов с размахом.
Мы даже только что получили видео-продолжение супервеселого фильма про акул 90-х «Глубокое синее море», почти 20 лет спустя, что еще раз говорит о том, что у нас есть тренд.
Но не заблуждайтесь. Каким бы редким он ни был, качественный ужастик о нападении акул не был полностью отсутствующим между «Глубоким синим морем» и «Отмели», особенно выделяются два фильма.
Выпущенный в 2003 году минималистский фильм ужасов Криса Кентиса «Открытая вода» напомнил зрителям, почему они, вероятно, должны дважды подумать, прежде чем идти купаться, в то время как в Австралии The Reef сделал многое. то же самое в 2010 году. Это последний фильм, на который мы собрались сегодня, чтобы привлечь внимание, поскольку он не получил такого же внимания, как американский фильм, который, казалось бы, вдохновил его.
Написанный и снятый Эндрю Трауки, фильм «Риф» (основанный, к ужасу, на реальных событиях) сосредоточен на группе из пяти друзей, которые отправляются на парусной лодке к Большому Барьерному рифу в Австралии, чтобы немного повеселиться на солнце. Вскоре после их прибытия лодка натыкается на участок кораллового рифа и переворачивается, в результате чего трое мужчин и две женщины оказываются буквально посреди океана. Дрейфуя все дальше и дальше с каждой минутой, они вскоре принимают решение плыть к острову в нескольких милях от них; именно тогда они понимают, что за ними методично охотится Великий Белый.
Если и есть что-то в современных фильмах об акулах, что высасывает из них страх, так это бесспорно плохая компьютерная графика, и достаточно пересмотреть «Челюсти», чтобы вспомнить, насколько эффективнее может быть киномонстр, когда он практически создан в реальном мире. Но Риф, вместо того, чтобы использовать цифровые эффекты или даже аниматронику, выводит поджанр на совершенно новый уровень, используя настоящих акул. Да, акул в австралийском ответе Open Water 100 % реален, и именно потому, что в поле зрения нет ни грамма заметной компьютерной графики, фильм настолько эффективен в том, чтобы напугать вас до чертиков.
Каждый раз, когда вы видите акулу в «Рифе», становится очевидным, что это настоящая сделка, и есть несколько захватывающих дух эпизодов, где акула находится в такой непосредственной близости от актеров, что трудно сказать как Трауки даже провернул это. Вы боитесь не только за персонажей, но и за актеров, и во всем этом есть что-то такое мощное и настоящее. Но то, что на самом деле делает «Риф» одним из лучших фильмов ужасов о нападениях акул за последние десять лет, заключается не только в том, насколько ужасны эти сцены нападения, но, возможно, что более важно, насколько страшно это, когда вы видите вообще ничего.
Как и «Открытая вода», «Риф» лучше всего можно описать как минималистский фильм ужасов, и подход Трауки «меньше значит больше» действительно творит здесь чудеса. Проходит 50 минут фильма, прежде чем мы впервые видим акулу, и даже после того, как она появляется, Трауки в основном заставляет нас - вместе со злополучными персонажами - ожидать возвращения зверя. Мы часто понятия не имеем, когда акула рядом или когда она собирается напасть, и страх и паранойя, запечатленные на лицах персонажей, действительно рассказывают всю историю. Когда дело доходит до хоррора, то, что вы не видите, как правило, гораздо более ужасающе, чем то, что вы видите, и «Риф» выбивает этот конкретный метод сдержанного ожидания из парка.
Что касается сцен убийства, которых здесь несколько, то они выполнены с такой же сдержанностью. Некоторые зрители могут быть разочарованы тем, что Трауки не идет с ними немного дальше, показывая больше и, возможно, даже добавляя в смесь немного ужасной крови, но это не тот фильм, который он намеревался сделать здесь. Название игры - реализм, и «Риф» умело сбавляет ход действия в угоду этому реализму.
Так что, если вы ищете по-настоящему страшный фильм об акулах, не ищите ничего, кроме «Рифа». Соедините его с Open Water, чтобы получить двойную функцию, которая гарантирует, что вы больше никогда не войдете в воду.