Дракула - хорошо известная история, и с любой экранизацией всегда есть опасность, что она ступит на слишком знакомую почву. У персонажа довольно длинная экранная родословная, начавшаяся еще в 1931 году, когда Бела Лугоши надел фирменный черный плащ. С тех пор регулярные версии и сиквелы украшали экраны, в первую очередь Хаммер, который с конца пятидесятых до середины семидесятых создал ряд картин, посвященных Дракуле. На самом деле, начиная с тридцатых годов, каждое десятилетие появлялся фильм или телешоу о Дракуле, что показывает, как долго это продолжается.
В 2014 году Dracula Untold попытался придать новый смысл классической сказке. Несмотря на то, что были интересные идеи и темы, в фильме не было ничего особенного. Однако на этот раз творческое партнерство, стоящее за Шерлоком, находится под контролем. Это хороший знак для начала, поскольку Марк Гэтисс и Стивен Моффат предложили интересный стиль и подход к характеру Шерлока Холмса.
Дракула BBC - это гибрид шоу. Он включает в себя определенные темы, идеи и концепции из оригинального романа Брэма Стокера. В то же время в этой версии есть ряд особенностей и изменений. Этого и следовало ожидать, поскольку Шерлок играл со многими оригинальными персонажами и повествованиями. В случае с Дракулой есть свои плюсы и минусы. Например, то, как они представляют и исследуют характер Ван Хельсинга, очень эффективно. Это освежает, так как это не было исследовано таким образом раньше. С другой стороны, они вносят довольно радикальные изменения в самого Дракулу, и поворот его характера в третьем эпизоде немного разочаровывает.
Действие первого эпизода происходит в 1897 году и во многом соответствует духу оригинального романа. Тут и жуткий трансливанский замок, и заснеженные окружающие пейзажи, и сам главный герой. Однако позже в эпизоде мы видим, что начинают происходить заметные изменения. Есть несколько неожиданных раскрытий персонажей и интересных направлений повествования. Однако, несмотря на эти изменения, начальный эпизод очень сильно затрагивает корни Дракулы. Это готично, зловеще и глубоко тревожно: тон и стиль очень похожи на оригинальный исходный материал.
Именно здесь очень сильно проявляется влияние Гэтисса. У него глубокий интерес и любовь к жанру ужасов, он создал несколько документальных фильмов на эту тему, а также ряд других жутких телевизионных драм. Его трехсерийный документальный фильм «История ужасов» и сериал о привидениях «Кривой домик» - два ключевых примера этого. Я был полностью готов к беспокойству, так как сам не большой любитель ужасов. Однако я никогда не находил вампиров особенно пугающими. Так было до первого эпизода Дракулы.
Он не полагается исключительно на серию скримеров, как во многих современных фильмах ужасов. Вместо этого требуется время, чтобы создать напряжение и неизвестность. Моменты неожиданности работают хорошо, и я несколько раз подпрыгивал при просмотре. Это усугубляется тревожными участками с обгрызанием ногтей до и после.
Одна из причин, по которой это действительно страшно, заключается в использовании протезов, грима и кукольного искусства. Бывают моменты, когда используется компьютерная графика, но это не слишком часто. Сегодня более чем когда-либо компьютерные эффекты могут выглядеть великолепно, но слишком часто им не хватает физического веса, который, как мы видим, создается настоящим актером под ужасным гримом. Это еще больше усиливается тем фактом, что все немного не синхронизировано. Отвратительные нежити, с которыми, к сожалению, сталкивается Джонатан Харкер (Джон Хефферман), совершают резкие и дерганые движения, переходя от медленного шарканья к внезапной скорости за очень короткий промежуток времени. Их тела сгорблены и искривлены, что добавляет и без того жуткой атмосферы.
Одно использование марионетки очень эффективно, так как опять же движение марионетки слегка механическое и жесткое. В обоих случаях они являются искаженными или одержимыми версиями того, чем они когда-то были, и на это просто ужасно смотреть.
К сожалению, эти фантастически созданные моменты ужасов не продолжаются во втором эпизоде. Есть определенное напряжение и неопределенность, поскольку мы видим, как жертв Дракулы убивают одну за другой. Но во всей серии есть только один нервный момент, а остальным, по иронии судьбы, не хватает остроты. В основном это связано с тем, что второй эпизод изо всех сил пытается сбалансировать смесь ужасов и комедии. В первой серии хорошее распределение страха и смеха.
Шоу намеренно пародирует себя на всем протяжении, даже используя персонажей, чтобы указать на нелепые условности ужасов и изображение Дракулы. Эта парадоксальная природа поначалу и умна, и забавна, и забавно наблюдать, как сериал не воспринимает себя слишком серьезно.
Но юмор, самосознание и чрезмерно драматичная игра становятся немного подавляющими во втором эпизоде. Очень похоже, что он слишком умен для своего же блага. По общему признанию, в некоторых обстоятельствах это работает, но в других это раздражает и мешает истории. Ярким примером этого является игра Дракулы и сестры Агаты в шахматы. Эти сцены вырезаны между основными сюжетными линиями эпизода. Сначала они забавны, но через некоторое время постоянные самодовольные кивки и шутки начинают слишком отвлекать.
Одна большая проблема Дракулы связана с некоторыми решениями персонажей. Зловещий вампир побеждает своих врагов, соблазняя и перехитрив их. Есть несколько эпизодов, в которых мы видим, как это происходит. Но чаще всего это результат того, что персонажи принимают действительно глупые решения.
Хотя очевидно, что они находятся под влиянием Дракулы, их действия никогда не имеют смысла. Власть Дракулы над ними недостаточно четко выделена или персонажи недостаточно развиты. В любом случае это проблемный аспект шоу.
Клейс Бэнг великолепен в роли Дракулы, он и выглядит, и играет роль графа-кровососа. Ему удается быть жутким, очаровательным и интересным одновременно, и он постоянно присутствует на экране. Между ним и Долли Уэллс, которая играет его противницу, сестру Агату, существует интересная динамика. Этому способствуют некоторые перепалки между ними, поскольку они оба пытаются перехитрить друг друга.
Второй эпизод по-прежнему приятно смотреть, и то, как Дракула выбирает и питается своими жертвами, хорошо сделано. Он просто не соответствует первому эпизоду как с точки зрения страшных моментов, так и с точки зрения глубокого развития персонажей. К счастью, это решено в третьем и последнем эпизоде. Хотя технически он является наиболее экспериментальным по своей конструкции, подход, который он использует, работает очень хорошо. Есть отголоски Шерлока в его формате с его решением перейти к современной обстановке.
Как и следовало ожидать, Гэтисс и Моффат очень эффектно используют современный фон. Взаимодействие Дракулы с новым миром блестяще представлено гениальными мелочами, такими как наличие адвоката и использование приложений для знакомств в своих интересах. Последний эпизод также выделяется яркими образами и визуальной эстетикой.
Это аспект шоу, который был силен на протяжении всего времени. Но в последнем эпизоде, в частности, есть несколько сюрреалистических эпизодов, которые чрезвычайно эффективны и впечатляющи. Также предлагается отличная цветовая палитра, от насыщенных красных до плотных черных. Все это служит для отличной висцеральной текстуры и ощущений. Это также восстанавливает то напряжение, которое было создано в первом эпизоде. Неожиданность очень хорошо выстроена, особенно в начале, когда вы ждете чего-то ужасного. С его переходом к современной обстановке он имеет сходство с такими шоу, как Лютер, особенно со спокойным и холодным изображением Дракулы Клаасом Бангом. Персонаж, в конце концов, король серийных убийц. Финал также пугает несколькими по-настоящему леденящими кровь моментами и пугающим макияжем, который столь же эффективен, сколь и отвратителен.
Существует также хороший уровень вложений в персонажей, в том числе в самого Дракулу, и я чувствовал себя вовлеченным и связанным со всеми ими в ходе эпизода. В первом эпизоде вы действительно чувствуете ужас Харкера, когда он отчаянно пытается сбежать из замка. Во втором эпизоде вложения не такие, потому что персонажей слишком много, и все они отправляются довольно быстро. В третьем эпизоде инвестиции снова окупаются, поскольку вы понимаете, с какими трудностями сталкиваются различные персонажи, пытаясь справиться с Дракулой.
Несмотря на то, что Дракула немного потерял импульс и влияние во втором эпизоде, это более чем компенсирует это в начальном и заключительном эпизодах. В нем есть несколько действительно ужасающих моментов с некоторыми явно тревожными сценами и всепроникающей жуткостью, от которой у вас мурашки по коже побегут.
Суть в том, что эта новая версия действительно отражает суть и тон персонажа и истории. Черный юмор, когда он используется хорошо, по большей части работает, и Клас Банг, и Долли Уэллс демонстрируют свои способности как к комедии, так и к драме. Изменения из книги и повороты, которые использует программа, сделаны очень хорошо, и хотя не все из них удачны, они все равно интересны и грамотно продуманы. В холодной, хитрой и в то же время очаровательной игре Бэнга есть элементы предыдущих Дракул, но он также привносит в роль что-то новое - смотреть на это почти гипнотически.
Вердикт
Готичный и жуткий тон Гэтисса и Моффата создал леденящую кровь адаптацию, и хотя местами он откусывает больше, чем может прожевать, у него определенно есть приличная пара клыков. 7.5