Роберт Эггерс произвел первое впечатление своим дебютным фильмом «Ведьма» четыре года назад. Прямолинейный, но нетрадиционный рассказ ужасов, фильм имеет довольно много общего с его новейшей работой «Маяк» до такой степени, что я считаю их духовными братьями и сестрами. Есть и очевидные отличия, из-за которых «Маяк» не так доступен и не так прост для понимания, как «Ведьма».
Он представлен в черно-белом цвете, диалоги иногда трудно расшифровать, и кроме постоянного ревущего туманного горна в музыкальном сопровождении почти ничего нет. Это, конечно, не для всех, но это определенно демонстрация того, как Эггерс и две его звезды, Роберт Паттинсон и Уиллем Дефо, работают на полную катушку, чтобы создать фильм, не похожий ни на один другой в этом году или даже в этом десятилетии.
Действующий в 1890-х годах, фильм рассказывает историю Уинслоу (Паттинсон) и Томаса (Дефо), двух смотрителей маяка, застрявших вместе на отдаленном острове Новой Англии. Томас уже некоторое время присматривает за этим конкретным маяком, а Уинслоу, ищущий работу, новичок в этой работе. Работа изнурительна, погода ненастная, жилые помещения тесные и антисанитарные, и пройдет несколько недель, прежде чем прибудет помощь, и они смогут слезть с жалкой скалы. Это было бы настоящим испытанием даже для лучших друзей, но с самого начала очевидно, что Уинслоу и Томас не будут особенно хорошо ладить.
Томас - это хрестоматийное определение старого, обветренного, просоленного морского волка с седой бородой и хромой хромой ногой. Бывший моряк, он часто отдает необоснованные приказы Уинслоу и ругает его за некачественную работу, при этом сам практически не делая работы, кроме приготовления им ужина каждую ночь. Уинслоу обижается на старика за его постоянную жесткую рутину, но младший парень, как называет его Томас, к большому неудовольствию Уинслоу, с самого начала кажется враждебным. В первые пару недель он остается настороженным и молчаливым, отказываясь принимать участие в ночных тостах Томаса или рассказывать что-либо о себе. Становится ясно, что двое мужчин хранят секреты друг от друга, например, что привело их сюда, их прошлые жизни, что случилось с последним помощником Томаса и даже, возможно, их настоящие имена.
Как и «Ведьма», «Маяк» - это история о людях, медленно погружающихся в истерию и, в конце концов, охваченных паранойей и безумием. Первый снят с точки зрения большой семьи в дикой местности, но этот фильм гораздо более замкнутый и установлен в гораздо более изолированном и враждебном месте. Это также намного медленнее, чем «Ведьма», и выяснить, что именно происходит или куда все идет, немного сложнее. Мужчин преследуют иллюзии и тревожные видения, и никогда не ясно, галлюцинации ли эти вещи или нет. По мере того как паника, каютная лихорадка и негодование мужчин друг к другу продолжают нарастать, так же как и темп и атмосфера фильма, пока он не достигает маниакального и бурного крещендо; один громче и мощнее, чем оглушительный туманный горн или ревущие волны, разбивающиеся о берег.
Можно бесконечно хвалить Паттинсона и Дефо. Их игра абсолютно потрясающая - два безумно талантливых, экстравагантных актера позволили себе быть на пределе своих возможностей. Уинслоу в какой-то момент описывает Томаса как пародию на капитана Ахава, и это именно то, к чему, похоже, стремится Дефо: преувеличенная версия классического морского капитана, пьяно распевающего песни или произносящего монологи. Паттинсон, с другой стороны, держит голову опущенной и остается сдержанным так долго, как может, прежде чем показать полностью самоотверженное, чрезвычайно физическое представление, которое соответствует печально известной маниакальной театральности Дефо и даже угрожает превзойти ее. Эти двое представляют собой зрелище, оба представляют некоторые из своих, если не самые лучшие, работы.
Эггерс вместе со своим братом Максом, который помог написать сценарий, одинаково увлечены своим делом, как и два их актера. «Маяк» был снят в Новой Шотландии в очень суровых погодных условиях, таких как низкие температуры, проливной дождь и сильный ветер. Чтобы добиться уникального вида пленки, напоминающей ранние фотографии, соотношение сторон составляет 1,19:1, что в основном делает ее квадратной, а не широкой прямоугольной, к которой мы привыкли в кино. Фильм также был пропущен через специальный голубой фильтр, чтобы имитировать внешний вид ортохроматической пленки конца 19 века. История основана на реальном происшествии под названием «Трагедия на маяке Смоллс», а также на классиках морской литературы, таких как произведения Х. П. Лавкрафт и Сара Орн Джуэтт, которые брали интервью у старых моряков и фермеров для своих рассказов о восточном побережье. Диалоги в фильме и диалекты актеров, как и в «Ведьме», максимально точны по времени, и большая их часть взята из реальных дневников смотрителей маяков и моряков.
Все эти элементы объединяются для невероятно аутентичного и уникального впечатления от просмотра, которое либо полностью захватит вас, либо полностью озадачит. Сюрреалистический и постоянно расплывчатый метод «Маяка», рассказывающий историю о двух несчастных людях, которые вместе сошли с ума, может расстроить некоторых зрителей или даже не впечатлить их. Я сам до сих пор ломаю голову над тем, что именно я только что видел и что все это могло означать. Когда Эггерса просят описать его фильм, он в каждом интервью использует одну и ту же фразу: «Ничего хорошего не может случиться, когда двое мужчин заперты в одиночестве в гигантском фаллосе». Если бы мне нужно было подвести итог, я бы предпочел использовать одну из загадочных фраз Томаса Уинслоу: «Убить морскую птицу - к несчастью». Вы увидите, что он имеет в виду.
Вердикт
«Маяк» - это чудо кинопроизводства и выдающейся актерской игры, но его галлюцинаторный и неортодоксальный подход может оттолкнуть некоторых зрителей. 8.5