[BD Review] «Окулус» - свежий, безжалостно пугающий сверхъестественный фильм ужасов

[BD Review] «Окулус» - свежий, безжалостно пугающий сверхъестественный фильм ужасов
[BD Review] «Окулус» - свежий, безжалостно пугающий сверхъестественный фильм ужасов

Первоначально опубликовано 10 сентября 2013 г. Каждая история уже рассказана. Когда дело доходит до сверхъестественного ужаса, все концепции и образы исчерпаны. То, что отличает эффектные работы от лота, сводится к личной чувствительности режиссера, которую он привносит в материал. «Заклятие» Джеймса Вана не открывает ничего нового, но я обнаружил, что вкладываюсь в семью и опасаюсь за их жизни. Это личное погружение сделало первоклассную театральность Вана еще страшнее. Oculus, соавтор сценария и режиссер Майк Фланаган, продолжение впечатляющей Absentia, содержит все эти атрибуты… и многое другое.

Травмированные братья и сестры Кейли и Тим Расселы решают взяться за древнее, проклятое зеркало, которое было ответственно за смерть их родителей, когда они были детьми. Этот фильм был вдохновлен его короткометражкой 2006 года Oculus: Chapter 3 - The Man with the Plan, которую он также написал в соавторстве и поставил. Сначала я скептически отнесся к этому из-за убийственного угла наклона зеркала. Посредственность единственной оплошности Александра Ажи, «Зеркала», все еще была свежа в моей памяти. 105 минут спустя я проглотил свои слова.

Элементы Oculus в той или иной форме будут знакомы поклонникам жанра. Что отличает его от любой другой сверхъестественной жанровой картины, так это манера, в которой он рассказывает свою историю. Фланаган смело берется за две пересекающиеся временные рамки от начала до конца. Он знает, как сложно зрителям уследить, поэтому он методично увеличивает эту технику медленно и медленно по мере развития картины. Фланаган позволяет нам привыкнуть к другому способу просмотра фильма. Как только начинается третий акт, Фланаган успешно приучил зрителя к просмотру историй о дуэлях, настолько, что он увеличивает интенсивность до такой степени, что мы смотрим на интерферирующие временные рамки практически от одного кадра к другому. Это ошеломляющая, совершенно новая интенсивность, которую я никогда раньше не испытывал. Что еще более поразительно, так это тот факт, что не было никакой путаницы с развитием сюжета. Я не покидал фильм, думая, что в нем есть логические пробелы. Фланаган мастерски делает все это осмысленным в любое время. В то же время он оставляет достаточно двусмысленности в конце, чтобы заставить нас теоретизировать, а также позволяет опыту навязчиво задерживаться с нами еще долго после того, как он закончился.

Фланаган сводит насилие к минимуму, но всякий раз, когда оно происходит резко, оно оказывает максимальное воздействие на зрителя. Одной из причин этого являются хорошо развитые отношения в семье. Актерский состав, в который входят любимицы фанатов научной фантастики Кэти Сакхофф («Морской бой Галактика») и Карен Гиллан («Доктор Кто»), абсолютно убедителен на каждом шагу. Они успешно заземлили сверхъестественный элемент. Это качество мне понравилось и в Absentia. Фланаган, кажется, глубоко заботится о своих персонажах и вовлекает зрителя в эмоциональную связь, что, в свою очередь, делает поездку намного страшнее. Напряжение нарастает красиво, поскольку временные рамки начинают размываться. Третий акт сделан еще более ужасающим и клаустрофобным из-за этого мэшапа. Это неизведанная территория, когда зрители понятия не имеют, где фильм будет проходить от монтажа к монтажу. Это революционный способ разыграть сцену ужасов.

Приятно видеть, что все больше и больше кинематографистов сопротивляются использованию компьютерной графики, которая уничтожила бесчисленное количество сверхъестественных фильмов ужасов. Как и в Insidious, призраков здесь играют актеры. Любое использование визуальных эффектов остается невидимым. Майк Флэнаган сделал огромный шаг вперед среди современных кинематографистов. Он доказывает, что при наличии воображения и заботы о ремесле оригинальность все же может получиться при рассказе знакомой сказки. Наблюдая за Oculus, вы словно попадаете в безжалостный кошмар, от которого просто не можете проснуться. Лучший фильм ужасов, который я когда-либо видел.