Большинство из нас - если мы не практикуем индуистов или Джеймса Бонда - верят, что мы будем жить только один раз. Для нескольких диких гедонистов это обязанность покрывать каждую гибель; в остальном, это просто означает, что никаких переутомлений. Но что, если бы были? В паре новых романов, озаглавленных « Жизнь после жизни», два известных писателя современной художественной литературы сталкиваются с ограничениями и мандатами смертности, хотя и приходят к этому вопросу совершенно по-разному.
«Жизнь Кейт Аткинсон» - безусловно, более дерзкий, тот грандиозный виртуозный эпос, который на самом деле зарабатывает на перегретых фразах на обложках книг, таких как «Тур де Сила!» Ее главный герой, Урсула Тодд, умирает на седьмой странице, прежде чем она впервые делает вдох в снежную зимнюю ночь в Англии в 1910 году: «Маленькие легкие, как крылья стрекозы, не могут надуться в чужой атмосфере. Нет ветра в задушенной трубе. Гудение тысячи пчел в крошечной свернувшейся жемчужине уха. Четыре страницы спустя, Урсула рождается снова и живет - по крайней мере, некоторое время. По мере взросления книга продолжает возвращаться к альтернативным версиям той ночи и еще дюжины других моментов в ее обычной, необычной жизни, призме, преломляющей бесчисленные возможности. (И бесчисленные выходы тоже. Урсула может быть особенной, но ей не очень везет: скользкие крыши, грипп,и воздушные налеты разыскивают ее с тревожной регулярностью.) Каждый раз, когда она перерождается, ее единственным проводником является странное чувство дежавю, маленьких указателей, которые подталкивают ее к изменению своей судьбы (судьбы) и, возможно, в судьбе книги, возможно, свободного мира.
Аткинсон, отмеченный наградами автор семи предыдущих романов, в том числе «Истории болезни» и «За кулисами в музее», является фантастическим рассказчиком, но она не фантаст и не философ, поэтому есть вопросы о способностях и целях Урсулы, которые остаются неисследованными. Тем не менее, все это так богато воображается и гениально исполнено, что тайна кажется правильной. Ее домашние виньетки и широкоэкранные портреты военного времени резонируют с поразительной физической и эмоциональной ясностью, и даже ее повторы находят новые откровения.
«Жизнь после жизни» Джил МакКоркл прекрасна, а иногда даже великолепна - ярко озвученный набор взаимосвязанных историй, происходящих в доме престарелых в Северной Каролине и вокруг него. Но ее Жизнь горит с меньшей мощностью, чем у Аткинсона, и некоторые персонажи в ее растягивающемся составе чувствуют себя не в своей тарелке. Лучшие, подобно восьмидесятилетним Рэйчел и Сэди, абсолютно реальны, даже если их истории в основном связаны с воспоминаниями десятилетий назад. Некоторые из них, такие как молодая мать-одиночка CJ, которая делает волосы и ногти пожилым жителям, и подросток-изгой Эбби, который завязывает странную дружбу с Сэди, более проблематичны. Другие - не столько персонажи, сколько камеи в главах, которые дублируют их эпитафию, отчасти рассказанная волонтером хосписа по имени Джоанна, у которой есть свои собственные причины для такой мрачной работы.