С новостями о продолжении «Фокус-покуса», которое выйдет на Disney Plus - это еще предстоит определить - я подумал, что было бы уместно пересмотреть оригинальный фильм 1993 года и оценить, заслуживает ли он своего статуса культовой классики. Когда фильм впервые вышел в прокат, он потерпел неудачу в прокате, но с годами приобрел популярность благодаря повторным показам. Вот как я посмотрел фильм, не выходя из дома, потому что вы можете наслаждаться фильмами за пределами освященной земли, которой является кинотеатр.
Мне понравился этот фильм, но опять же, когда я был ребенком, мне нравилось множество фильмов, на которые я смотрю свежими взрослыми глазами и удивляюсь, о чем, черт возьми, я думал. Популярность «Фокус-покуса» проистекает из ностальгии, или за этим детским воспоминанием скрывается достойный фильм?
Когда фильм начался, я понял, что многого не знал. Во-первых, его поставил сам легендарный Кенни Ортега (пожалуйста, посмотрите «Джули и фантомы» на Netflix, если вы еще этого не сделали). История разворачивается в Салеме, чего я не замечал в детстве - честно говоря, я, вероятно, был там для бессмысленного развлечения. Подобно тому, как недавняя серия «Улица страха» создала знания о космосе и перенесла их во времени, «Фокус-покус» делает то же самое с сестрами Сандерсон. Их история рассказывается в школе во время Хэллоуина, все в городе знают о них, что создает приятный контраст, поскольку наш главный герой Макс (Омри Кац) только что переехал сюда из Лос-Анджелеса, и нам нужен скептик, чтобы спровоцировать последующие события.
Что отличает этот фильм от других диснеевских фильмов о Хэллоуине, так это, безусловно, антагонисты. Винни, Мэри и Сара, которых играют Бетт Мидлер, Кэти Нэджими и Сара Джессика Паркер соответственно, прекрасно ладят друг с другом. Мне нравится ритм в их движениях (они двигаются в такой хореографической синхронизации) и музыкальность в их характере. Сара поет, чтобы заманить детей, из которых трое высасывают жизненную силу, и все трое позже в фильме исполняют «Я наложу на тебя заклятие».
Их образы в лагерях восхитительно чрезмерны и очень забавны - даже если вы забудете большую часть истории, вы не забудете сестер Сандерсон. Знакомство сестер с 20-м веком также позволяет фильму создавать юмористические ситуации, например, когда трое путают человека, одетого как сатана, с настоящим существом (что заставляет нас задаться вопросом, есть ли у дьявола похожий наряд, поскольку трио было к черту), а их незнание технологии делает их уязвимыми для определенных ловушек, которые придумывают для них дети.
В отличие от матерей, которые жертвуют своей красотой и молодостью ради своих детей, Винни и банда настроены против этого материнского архетипа - они жадно питаются жизненной силой молодых, чтобы поддерживать свою собственную. Когда юная Дэни (Тора Берч) называет Винни уродством, она имеет в виду моральное уродство, но Винни интерпретирует это как личное нападение на ее внешность. Их мировоззрение ограничено их собственными потребностями и желаниями - поэтому они злодеи, а не только потому, что они ведьмы и колдуют. Говоря о магии, зависимость фильма от практических эффектов, а не от спецэффектов, пошла ему на пользу - он не выглядит слишком устаревшим и вполне вписался бы в некоторые современные оригинальные фильмы Диснея.
Как бы я ни любил сестер, лучшие аспекты Hocus Pocus - это темы и отношения, занимающие центральное место в повествовании. Это один из редких фильмов, в котором основное внимание уделяется любви между братом и сестрой и готовности каждого брата отдать свою жизнь за своих сестер.
Тэкери Бинкс (Шон Мюррей) бесстрашно ворвался в обитель ведьм, чтобы спасти свою сестру, но Сандерсонам он не ровня. Он теряет свою сестру Эмили и следующие триста лет проводит в образе кота, делая все возможное, чтобы ведьмы никогда не вернулись. Несмотря на то, что он терпит неудачу и сестры возвращаются, с его стороны все еще есть отважное стремление сделать все возможное, чтобы защитить Макса и Дэни. Что касается Макса, несмотря на его истерики по поводу переезда и прежнее нежелание сопровождать Дэни в угощениях, когда дело доходит до провода, Макс скорее пожертвует своей жизнью, чем потеряет свою сестру.
Каким бы циничным я ни стал в старости, вся арка и путь Тэкери действительно эмоционально повлияли на меня. Во время встречи с сестрами Сандерсон он не смог спасти Эмили, а также потерял в процессе свою семью - хотя возникает вопрос, почему он просто не объяснил, ведь он говорящий кот. Триста лет дом был для него чужим, пока не появились Дэни и Макс. К чести фильма, даже несмотря на то, что большая часть фильма посвящена тому, что вся группа находится в бегах от ведьм и различных махинаций сестер, все еще предпринимаются усилия для установления растущих отношений внутри группы.
Смерть Тэкери в последнем акте вызвала такие противоречивые эмоции - с одной стороны, это печаль, связанная с его потерей. И все же на одном дыхании он воссоединяется со своей семьей, и мы чувствуем себя такими счастливыми, что он наконец получил то, к чему стремился все эти годы. Смерть в диснеевском фильме, особенно смерть животного, безусловно, дерзкий шаг - даже недавняя Круэлла держалась в стороне от подобных споров. Здесь фильм выходит на зрелую территорию, где смерть имеет более глубокую цель, чем просто ее связь с потерей - это может быть то, что мы оплакиваем, но также и что-то необходимое. Тэкери прожил жизнь далеко за пределами своего смертного состояния - проклятую жизнь - и, когда проклятие снято, он, наконец, свободен.
Проливая слезы по поводу Тэкери Бинкс, я осознал, что, хотя некоторые из моих удовольствий, безусловно, связаны с ностальгией, «Фокус-покус» по-прежнему остается довольно компетентным предложением Диснея. Интересные антагонисты, хорошо проработанные персонажи и отношения, дети-актеры, которые достаточно хорошо справляются со своей работой - неудивительно, что этот фильм выдержал испытание временем. А сиквел, если он будет хорошим, даст ему силы на долгие годы.