Портрет девушки в огне - это очень эмоциональный опыт просмотра. Источником этой напряженности в первую очередь является Селин Скиамма, которую, несомненно, следует считать одним из лучших режиссеров, работающих сегодня. Тем не менее, все элементы постановки - ее актеры, операторская работа Клэр Матон, собственный сценарий Сьяммы - в совокупности создают болезненно красивый фильм, в котором зритель чувствует, что романтика развивается так же глубоко, как и главные герои.
Фильм начинается с того, что Марианна (Ноэми Мерлан) посещает урок рисования, где ее спрашивают о картине женщины, низ платья которой горит. Эта работа используется для того, чтобы она могла рассказать историю фильма. На снимке Элоиза (Адель Энель), французская дворянка, которая должна выйти замуж за богатого миланца. Работа Марианны состоит в том, чтобы нарисовать ее портрет, но есть одна загвоздка: Элоиза не должна знать, что это цель Марианны, поскольку она отвергает брак и уже отказалась позировать для картины как его часть. Марианну представляют как спутницу прогулок, и со временем женщины сближаются. Как только цель Марианны раскрывается, Элоиза удивляет свою мать, тем не менее соглашаясь позировать. В отсутствие ее матери в поездке в Италию женская связь углубляется, и романтическая связь между двумя расцветает в полные и страстные - хотя и мимолетные - отношения.
Портрет дамы в огне, как и большая часть работ Сьяммы, скуден диалогами. Углубляющаяся связь Элоизы и Марианны остается за сдержанной, но выразительной работой Мерлана и Энеля. Каждое микровыражение на их лицах, особенно у Ноэми Мерлан, незаметно демонстрирует растущую связь между ними. Интенсивное изучение эмоций друг друга в сочетании с близкими кадрами в интимные моменты помещает зрителя прямо в искры, которые возникают. Также примечателен отказ фильма от стандартной динамики «художник-субъект», поскольку Элоиза так же внимательно следит за Марианной, как и наоборот. В этом отношении отношения, которые развиваются, являются одним из двух равных, в результате чего возникающие удары становятся немного менее предсказуемыми из-за отсутствия динамики мощности.
По мере развития отношений Скиамма и ее команда прекрасно иллюстрируют это без особого открытого диалога. В частности, в фотоработах Клэр Матон есть много моментов, которые трогательно и пронзительно передают связь. Когда Марианна смотрит на Элоизу издалека через сцену сумеречного огня, он не освещает ничего, кроме Элоизы - фон черный, и Элоиза смотрит в ответ. В этот момент, несмотря на то, что вокруг них собрались женщины, для них не существует ничего, кроме другой женщины, пока низ платья Элоизы не загорается. После приближающегося конца их отношений и страстной настойчивости, которую он приносит, турбулентность и грохот волн кажутся более заметными в звуковом дизайне. «Портрет дамы в огне» - тщательно продуманный фильм.
Среди тем фильма концепция того, как любовь может продолжаться и какие воспоминания не исчезают, является центральной в истории, сосредоточенной на, казалось бы, обреченных отношениях. Расширенная последовательность диалогов вызывает Орфея и Эвридику, в которых Марианна отвергает типичные интерпретации важности терпения или доверия. Вместо этого утверждается, что память о ком-то может быть более значимой и долговечной, чем реальность. Мы преследуем воспоминание о лице возлюбленного. Это хорошо гармонирует с предвкушением Скиаммы Элоизы в начале фильма: ее лицо неизвестно, затем описано, затем невидимо сзади и, наконец, скрыто спереди, прежде чем Марианна, наконец, увидит ее. Повсюду элементы постановки, блокировки и фотографии прекрасно обработаны, чтобы усилить воздействие.
В результате того, что большая часть работы над фильмом была тонкой и, в отличие от Орфея, терпеливой, «Портрет дамы в огне», несомненно, является медленным. Однако он точно и искусно сделан так, что чувства выстраиваются не линейно, а экспоненциально. К тому времени, когда оркестр исполняет «Лето» Вивальди, страсть к любовной истории - и фильму - становится громоздкой, которая заканчивается, но от этого не становится менее волнующей.
Вердикт
Мощный и тщательно созданный фильм «Портрет дамы в огне» столь же эмоционально разрушительен, сколь и прекрасен на вид. 9.5