- третья книга в серии, и она является важной вехой в серии по нескольким причинам. То, что было началом и было прямым продолжением, отходит от устоявшихся персонажей Ринсвинда и Двацветка и переходит в царство Эсмеральды «Бабушка» Ветровоск, которая, несомненно, является одним из лучших творений сэра Терри. Бабушка Ветровоск - любимица фанатов, и теперь трудно представить, что когда-либо существовал Плоский мир, где ее не было. Бабушка была с сэром Терри с момента публикации этого романа в 1987 году и стала настолько важной, что последний роман () даже посвящен ей. Имея это в виду, возвращение к ее зачатию было удивительно эмоциональным опытом. Я не уверен, что это перечитывание когда-нибудь перестанет вызывать эти маленькие моменты горько-сладкого осознания.
Эта книга также является первой книгой, в которой реальное время проводится в Анк-Морпорке, после того как Ринсвинд путешествовал по всему диску и далеко от дома. Мы также узнаем о Гильдии воров и, по доверенности, о системе гильдий, по которой живут и работают жители Анк-Морпорка. Каждый рабочий состоит в гильдии и следует ее правилам, а на тех, кто работает независимо от гильдии, смотрят очень строго. Для этого даже городские воры по-своему честны и организованы. Гильдии многое говорят об отношении людей, которые там живут; если вас собираются ограбить, вы хотите убедиться, что это делает профессионал, на кого вы можете положиться, чтобы сделать это правильно. Принятие этого делает Анк-Морпорк довольно очаровательным; это не самое приятное место для жизни, но люди честные и много работают. В конце концов, каждый должен зарабатывать себе на жизнь.
Одна из вещей, на которые я обратил внимание во время этого романа, заключалась в том, что сэр Терри никогда не пытается замаскировать повествовательный голос под что-то, кроме своего собственного. Возникает множество метафор, которые включают сравнения с такими вещами, как уловки и радио, вещами, которых нет на диске, и поэтому их не может сравнить кто-либо, кто не принадлежит к нашему собственному миру. Интересно, является ли это преднамеренным шагом со стороны сэра Терри, объявившего Плоский мир своим и не позволившего никому ошибочно принять его за принадлежащий кому-либо, кроме него. Здесь нет всеведущей третьей стороны, рассказывающей истории. Есть только Терри Пратчетт и его дурацкое, прекрасное воображение.
В моей последней статье о, я процитировал Двацветка - «Ты действительно нигде не был, пока не вернулся домой» - и я связал это с Ринсвиндом и его путешествием самопознания, и как он кажется лучше после того, как отсутствовал и вернулся. Эта тема, кажется, продолжается в этом романе, когда аркканцлер Катэнгл и матушка Ветровоск разделяют нежный момент, вспоминая старые времена. Катангл рассказывает о том, как он вернулся домой в свою деревню и почувствовал себя обделенным, несмотря на то, что видел многое и узнал больше, чем когда-либо знали остальные члены его семьи. Он говорит, что, возможно, несмотря ни на что, волшебникам «не следует возвращаться домой». Бабушка говорит, что нельзя. Ринсвинду, этому вечно невезучему персонажу, кажется тогда, на самом деле повезло больше, чем он кажется, - единственный дом, который он когда-либо знал, - это волшебники Незримого Университета, с которыми он может, по крайней мере, поделиться тем, что знает, и быть уверенным, что никто не будет смотреть на него так, как будто он говорит на другом языке. Для других волшебников и, осмелюсь сказать, для ведьм тоже, магия - явно одинокое занятие. Внезапно семейная атмосфера, которую вы получаете, читая о Невидимом Университете, и близость ведьм в более поздних романах, начинает приобретать новую форму. Семья - это тема, которую часто поднимает сэр Терри, но я впервые вижу, как волшебники и ведьмы с диска могут вписаться в дискуссию на эту тему - когда ты не можешь вернуться домой, вместо этого ты обращаешься к тем, кто сможет тебя понять.
Любимая цитата:
“…это упорствовало, появляясь в ее сознании, как неожиданная танцовщица в лимбо под дверью туалета жизни.”