Когда я сел читать последний кроссовер Marvel, AXE: Judgment Day, я поймал себя на том, что размышляю об истории самого кроссовера комиксов. За последние четыре десятилетия или около того Marvel и ее главный конкурент DC выпустили десятки таких ограниченных серий для всей линейки, делая ставку на непреходящую привлекательность команд супергероев и изменение статус-кво. Однако два издателя расходятся в том, как они подходят к упомянутым событиям - в то время как DC, кажется, доволен выпуском бесконечных сиквелов «Кризиса на бесконечных землях», Marvel меньше определяется одним кроссовером.
Конечно, «Дом идей» пересматривал свой собственный бэк-каталог событий на протяжении многих лет (в первую очередь, свои войны «Секретная» и «Гражданская»), но, как правило, Marvel более склонна рисковать отдельными историями. за его масштабные эпические поэмы, чем за выдающийся конкурс. Это не значит, что Marvel меньше виновен в создании кроссоверов типа «все те же старые, такие же старые», на которые любят жаловаться давние поклонники комиксов, такие как я. Наоборот, у издателя очень сомнительная репутация, когда дело доходит до повторного использования все более утомленной предпосылки «герои против героев» для своих ежегодных мероприятий.
На первый взгляд, это именно то, чем является A. X. E.: Judgment Day: еще один разрушительный блокбастер с общей вселенной, который, по сути, сводится к противостоянию двух фракций одетых в костюмы благодетелей. Тем не менее, только два выпуска A. X. E.: Judgment Day уже зарекомендовали себя как нечто иное, как перефразирование прошлых событий. На самом деле, во многом это тот кроссовер, которого так ждали люди, которым уже надоели кроссоверы.
Во многом это связано с происхождением самой истории. Сценарист Кирон Гиллен ранее говорил о попытке избежать распространенной ловушки создания события только ради него, и это очевидно в A. X. E.: Judgment Day 1 и 2. Вместо того, чтобы полагаться на искусственную установку, основанную на искусственных ставках, здесь сюжет органически вырастает из существующих нитей из ежемесячных названий Eternals, Avengers и Immortal X-Men, перенесенных на следующий логический этап их повествовательного развития.
В результате основная идея A. X. E.: Judgment Day одновременно ослепительно очевидна и гениально умна: ненавидящие девиантов Вечные наконец вступают в войну с популяцией мутантов Marvel. Потому что они это делают - как же они не могли, теперь уже генетически отличающиеся мутанты повысили ставку, научившись обманывать саму смерть? В то же время, это своего рода механизм повествования, который так аккуратно согласуется с каноном Marvel, как новым, так и старым, что заставляет задуматься, почему до сих пор никто не додумался до этого.
Но, в конце концов, это все еще вариация (хотя и вдохновленная) традиционной формулы кроссовера Marvel, где Вечные и Люди Икс противостоят друг другу, а Мстители оказываются посередине.. К счастью, это не совсем та история, которую Гиллен хочет рассказать в A. X. E.: Judgment Day, или, по крайней мере, не всю ее.
К тому времени, когда читатели переворачивают последнюю страницу Выпуска №2, автор полностью изменил траекторию истории, и внезапно мы движемся в явно более экзистенциальном направлении, чем большинство популярных комиксов о супергероях. готовы пойти. Тем не менее, это разворачивается таким образом, что все еще кажется верным обеим предыдущим главам и, что не менее важно, лору Вечных, впервые изложенному Джеком Кирби еще в 1976 году.
В то же время зависимость A. X. E.: Judgment Day от канона не делает его таким непроницаемым, каким, вероятно, должно быть. Несмотря на обширный набор персонажей, богатый деталями мир и большие идеи, это все еще удивительно доступный кроссовер. Правда, абсолютный новичок во вселенной Marvel может с трудом успевать, но пока вы смутно знакомы с Вечными (я), Бессмертными Людьми Икс и Мстителями (я нет), вы будете легко следить за тем, что происходит.
Это намеренно, а не случайно. Гиллен признается, что для него было важно найти правильный баланс между быстрым темпом и удобным изложением для новых читателей. В этом отношении Мстители - его секретное оружие, выступающее в качестве суррогатов аудитории по мере необходимости, а их невежество в отношении Вечного и общества мутантов обеспечивает идеальное оправдание, чтобы ответить на любые вопросы, которые у нас могут возникнуть. Это удобный прием повествования, который - в сочетании с умением Гиллена проскальзывать строки из, казалось бы, безобидных строк диалога с огромными разветвлениями для врезок заголовков A. X. E. - поддерживает поток информации, не увязая в повествовании.
В результате у Гиллена и художника Валерио Скити все еще остается достаточно места для передышки, чтобы внести в происходящее настоящую человеческую драму. Да, Гиллен снабжает Скити и колориста Марте Грасиа большим количеством супергеройских спектаклей, чтобы продемонстрировать свои потрясающие художественные способности, а визуальные эффекты, такие как Вечные высотой с небоскреб, поднимающиеся из моря, просто захватывают дух. Но что делает эти и подобные им моменты действительно важными, что делает их важными, так это то, что они коренятся в характере.
Я имею в виду не в том смысле, что большинство кроссоверов только на словах говорят о том, как Росомаха или Капитан Америка чувствуют себя накануне битвы. В «AXE: Judgment Day» Гиллен регулярно пытается убедиться, что мы понимаем различные причины, по которым эти сверхмощные люди действуют и реагируют так, как они есть, что делает их поведение (и его последствия) естественными и правдоподобными. В своих лучших проявлениях эти ритмы персонажей могут придать пикантности даже самым напыщенным сценам, примером чего являются обезоруживающе уязвимые последние мысли громадного, наполненного огнем минотавра.
И это только сверхчеловеческая сторона вещей. В отличие от большинства кроссоверов, начиная с выпуска № 2, AXE: Judgment Day начинает реконтекстуализировать повествование OTT с точки зрения обычного игрока. Опять же, это не банальные виньетки «повседневных героев», которые иногда появляются в комиксах о событиях. Вместе Гиллен и Скити дают нам хорошо нарисованных людей, которые отражают бездумные предубеждения, моральную неуверенность и небрежное безразличие, которые большинство из нас может распознать в себе или в других.
Результатом этого является то, что это позволяет Гиллену использовать «Троянский конь» очень своевременную, очень сырую тему того, что якобы является комиксом о попкорне, который (как он сам так лаконично выразился) «Являются мы все просто трахаемся?» Это вопрос, на который готовы ответить оставшиеся четыре выпуска «AXE: Judgment Day», и, судя по последней форме, не обязательно так, как ожидают читатели. В конце концов, в выпуске № 2 весь состав персонажей находится на пороге окончательного божественного суда. Это напряженная позиция, в которой вы оказались, но если бы их судили исключительно по А. Х. Е. Качество Судного дня как современного перекрестного события, скорее всего, сейчас они будут спать спокойно.