- традиционная поговорка тех, кто только что закончил сериал, что ли
73 эпизода - в основном час, а некоторые и полтора часа - затянувшаяся на три дня фэнтезийная драма - все сводится к этому. И для шоу, которое изначально должно было называться «Клан Сопрано в Средиземье», оно заканчивается на… удивительно простой ноте.

После зверств прошлой недели «Железный трон» дает нам обычный отрезвляющий взгляд на обломки, включая, да, всеми любимое сокращение для «что-то плохое случилось», тело ребенка рядом с его упавшей игрушкой. Это первый шаг в серии повествовательных решений, которые все, кажется, задним числом оправдывают то, что Дейенерис становится плохо, все они сняты с мучительной продолжительностью и состоят в основном из людей, идущих по щебню под грустную струнную музыку.
Кульминацией этого является смехотворно прямолинейная дискуссия между Джоном и Тирионом, которая не может быть более четко адресована зрителю. «Куда бы она ни пошла, злые люди умирают, и мы приветствуем ее за это» - понимаете? Видишь, предполагаемый зритель? Понимаете, что мы говорим? Тебя засосало, да? Мы обманом заставили вас болеть за монстра, как вы себя чувствуете?
Несмотря на то, что заставить злых людей умереть относится практически ко всем главным героям, которые когда-либо были в сериале, это не такая впечатляющая ловкость рук, как кажется в сериале. Вы, вероятно, могли бы назвать дюжину шоу, в которых основная концепция заключается в том, что зрители болеют за монстра, без каких-либо уловок. В этом обзоре я уже назвал одну из них, The Sopranos. По общему признанию, это не совсем справедливо, поскольку зрители «Клан Сопрано» радостно подбадривали целую банду - буквально a - монстров, и из-за этого по необходимости приходилось иметь дело с тем фактом, что существовали степени монстров. Тони Сопрано Джеймса Гандольфини был хладнокровным убийцей, но обладал сочувствующими качествами. Такие качества, как «не сжигает дотла Нью-Джерси, вотчину, которой он надеется управлять, будь у него шанс».
Игра престолов не дает нам такой сложности, фраза, которая шокировала бы любого, кто только начал первый сезон. Дейенерис теперь безоговорочно зла - или, по-видимому, всегда была - и все. С тем, что остальные наши герои связали свою судьбу с массовым убийцей, особо не приходится считаться, они просто это отмечают, умывают руки и идут дальше. Кажется, они должны оставаться несложно хорошими, и ничто, даже хладнокровное убийство их монарха, не может этого изменить.
Вы можете помнить это как причину, по которой персонаж Джейме Ланнистера был таким морально серым. Да, он нарушил клятву и убил своего короля, но он сделал это, чтобы предотвратить множество смертей. По этому поводу была целая сцена. Это заставило нас задавать вопросы, например: «перевешивает ли это те плохие вещи, которые мы видели, как он делал?», это не был неуклюжий способ доказать, что он все это время был откровенным злом. Единственные вопросы, поднятые здесь, больше похожи на «что? Нет почему?'
Что на самом деле помогает зрителям проглотить всю эту динамику сюжета, так это то, что происходит дальше, когда оставшиеся лорды и дамы Вестероса собираются, чтобы выбрать нового правителя. Делается это при довольно апатичном отношении к реалиям феодальной политики. Сэм, по-прежнему такой серьезный и наивный, предлагает настоящую демократию, что вызывает смех у собравшейся знати, но почему-то этот наглый снобизм правящего класса не приводит в бешенство бывшего раба Серого Червя, или облагороженные простолюдины Джендри и Давос. Точно так же Санса включает положение о нарушении условий сделки, согласно которому Север должен оставаться независимым, не вызывая при этом ни малейшего возражения со стороны представителей Железных островов и Дорна, обеих провинций Вестероса, яростно настроенных на независимость.
Но это мелочи по сравнению с Тирионом, внезапно заявившим, что Бран, у которого, по большому счету, было десять строк диалога в этом сезоне, должен быть королем. По общему признанию, способность заглядывать в прошлое и владеть другими живыми существами - это невероятные способности, и они могли бы иметь множество применений для короля, поэтому жаль, что Бран не сделал этого в последнее время. И, соответственно, они на самом деле не упоминаются в качестве причин для возведения его на трон. Согласно Тириону, причина в том, что у Брана самая интересная история, как будто царствование - это прослушивание Большого Брата.
(И если говорить о Большом Брате, то, конечно, есть и недостатки у главы государства, который может шпионить за кем угодно в любое время.)
Случайный зритель, скорее всего, удивится, зачем в сериале заморачивались всей подготовкой к тому, чтобы сделать Джона тайным наследником Таргариенов, если теперь они собираются выбросить его за борт в пользу кого-то, кто и близко не стоит к преемнику, и они полностью правы. Это развитие теперь кажется курьезом, предназначенным исключительно для того, чтобы добавить трепета табу в его отношения с Дейенерис. Конечно, он никогда не хотел трона, последние шесть недель он твердил: «Я не хочу этого», как говорящие часы, но это также реакция Брана, которая никого не беспокоит.
Джендри, как узаконенный сын Роберта Баратеона, также имеет гораздо более сильные претензии на трон в соответствии с установленными правилами династической политики, но я упоминаю его по другой причине, потому что то, что нам дали в сериале, кажется чтобы доказать, больше всего на свете, что давно умерший Роберт Баратеон был прав с самого начала. Да, сами по себе дотракийцы были бы бесполезны в осаде. Да, именно страх и кровь держали королевства в узде (максима, опасно близкая к собственному «огню и крови» Таргариенов, что почему-то не делало его злодеем). И да, согласно повествованию, он должен был убить Дейенерис, чтобы предотвратить гораздо большее кровопролитие позже.
Несмотря на то, что Джендри стал лишним, Бран оказывается подходящим наследником Роберта Баратеона, немедленно отказываясь от участия в собраниях малого совета, оставляя Тириона и Бронна навечно мудрить о публичных домах. Опять же, это представлено как несложное благо, а не как исполнительный орган королевства, преследующий противоположные цели. Это больше похоже на ситком, где Тирион и Бронн дают линии, на которые Бриенна, Давос и Сэм раздраженно закатывают глаза, чем на серьезную драму. Когда камера отдаляется, вы практически можете услышать смех.
(Любопытный момент в отношении шоураннеров Дэвида Бениоффа и Д. Б. Вайса. Я не стал скрывать, что я думаю об их пребывании в «Игре престолов», но они также несут ответственность за действительно хорошее эпизод комедии В Филадельфии всегда солнечно, 'Цветы для Чарли'.)
Джордж Р. Р. Мартин всегда ясно дал понять, что у сериала будет «горько-сладкий» финал, и оставшиеся Старки, снова разделенные, похоже, соответствуют этому. В конце концов, они потратили большую часть последних десяти лет, пытаясь найти дорогу домой, и их воссоединение стало одним из ярких моментов последних сезонов. Тем не менее, окончательный монтаж, в котором они занимают свои места, кажется, еще раз изображает это как прямо хорошее.
Для Сансы, ставшей королевой независимого Севера, это, по крайней мере, имеет смысл. Арья, однако, отправляется на миссию, которая вполне может быть самоубийственной, и Джон, похоже, немедленно нарушил свои обновленные клятвы Ночного Дозора, чтобы отправиться со свободным народом и изучить их пути. Таким образом, последние два могут, по крайней мере, претендовать на горько-сладкий вкус, даже если фоновая музыка пытается сказать нам об обратном. Но Джон, по крайней мере, получает последнее яркое пятно - наконец-то погладил Призрака. Погладить собаку - это устоявшееся сокращение от «хорошего яйца», и Джон сделал это с опозданием на три эпизода. Хорошо для него.
(Компьютерная графика там, по крайней мере, довольно бесшовная, в отличие от более ранней сцены мультяшного опасного Дрогона, подталкивающего тело Дейенерис, где вы просто праздно думаете: «Это умно, как они это делают?»)
Судьбы Старков, похоже, напоминают «Властелина колец» и «ну, я вернулся» Сэма Гэмджи, даже если это применимо только в двух случаях из четырех. На уровне, где они оказались там, где они могут быть счастливы, это вроде как работает, но точка зрения Рингса заключалась в том, что вы не можете просто вернуться домой. Сэм и Фродо безвозвратно изменились за все свои приключения, и не обязательно к лучшему. Но здесь все события «Престолов» отмахиваются, как будто они не имеют долгосрочных последствий, и можно просто закрыть книгу. Верный форме, Сэм представляет одобренную мейстером историю событий шоу в твердом переплете под странным названием «Песнь Льда и Пламени», в котором почему-то даже не упоминается Тирион. Снова трек смеха.
Говоря о треках смеха, прогнозы, которые я сделал в своем обзоре премьеры сезона, оказались в лучшем случае неоднозначными. Нет, Джон, Дейенерис и Тирион не пошли на великий акт самопожертвования, чтобы победить белых ходоков, и хотя тронный зал действительно был разрушен, снег не покрыл землю. (Для справки, в квесте видения Дейенерис во втором сезоне на мебели были видны сосульки.) Тем не менее, Дейенерис умерла, хотя и не так славно. Я абсолютно точно призывал к тому, чтобы Вестерос стал балканизированным, даже если это было не так полностью, как можно было бы ожидать, и да, теперь Бран берет на себя инициативу по восстановлению страны. Это что, три на двоих? Считаю это победой.
Особенности
- Несмотря на то, что финальные сцены Джона, Сансы и Арьи обесценивают все, что было раньше, они, по крайней мере, поднимают настроение. При условии, что вы не слишком много думаете об этом.
- Призрака наконец-то погладили за то, что он был хорошим мальчиком.
Слабые огни
- Музыка и постановка пытаются представить неприятие Дейенерис движимого рабства как ужасающий экстремизм.
- Вялый темп, особенно в первой половине 79-минутного эпизода. Я всегда хвалил качество производства, но сами по себе они не могут продать сцену.
- Казалось бы, произвольное решение посадить Брана на трон в сочетании с тем фактом, что букмекеры назвали это несколько недель назад. Вероятно, это связано с обширными утечками сюжета, но все же, я что-то упустил? Точно так же сумасшедшие писатели и букмекеры?
Вердикт
Финалы должны оставить вас, нуждающихся в моменте, чтобы все это осознать. Все, что «Железный трон» заставит вас смеяться, стонать или задаваться вопросом, что находится по ту сторону. 4