Мартина Бесвик в роли Эдвины Хайд
Каждый месяц в Horror Queers Джо и Трейс берутся за фильм ужасов на темы ЛГБТК+, высокий коэффициент лагеря или и то, и другое. Для таких давних поклонников квир-ужастиков, как мы, серьезные дискуссии о репрезентации имеют такое же значение, как и чтение смехотворно глупого/веселого фильма ужасов с менталитетом YAS KWEEN. Просто знайте, что мы никогда не получим Бабашука.
Обязательно ознакомьтесь и подпишитесь на подкаст Horror Queers! Мы по-прежнему пишем одну статью в месяц, но каждую неделю выпускаем один выпуск подкаста и обсуждаем по одному фильму в каждом выпуске. Подпишитесь на Apple Podcasts, Google Play, Stitcher, TuneIn или RSS.
СПОЙЛЕРЫ для доктора Джекила и сестры Хайд
Синопсис: Доктор Генри Джекилл (Ральф Бейтс) проводит эксперименты над недавно умершими женщинами, решив открыть эликсир бессмертной жизни. Успех позволил ему эффектно превратиться в красивую, но психопатичную сестру Хайд (Мартина Бесвик), которая бродит по темным переулкам Уайтчепела в поисках молодых, невинных жертв женского пола, обеспечивая продолжение кровавых исследований.
Квир-аспект: Доктор Джекилл превращается в женщину Хайд и испытывает (довольно понятное) восхищение своей новой грудью, прежде чем впадает в убийственную ярость.
Где транслировать: Доктор Джекилл и сестра Хайд доступны для потоковой передачи за 2,99 доллара США на Amazon Prime, YouTube и Vudu. Scream Factory также выпустила Blu-Ray в конце прошлого года.
След
Джо, мне кажется, что я в АА. встреча с признанием, которое я собираюсь сделать, так что вот оно: привет, я Трейс, и я никогда раньше не смотрел фильм ужасов Хаммера. Ну, по крайней мере, ни один из их классических фильмов времен их расцвета. Я видел их современные релизы, такие как «Впусти меня», «Тихие», «Женщина в черном» (и ее продолжение) и грядущий «The Lodge», но ничего из того, что они выпустили до 2010 года.
Мне сказали, что современный Хаммер совсем не похож на классический Хаммер, и если верить доктору Джекиллу и сестре Хайд, это утверждение верно на 100%. Подайте сигнал любым привратникам ужасов, обвиняющим меня в том, что я не «настоящий» фанат ужасов, но это место честности, и я здесь, чтобы быть честным. Так что спасибо тебе (?), Джо, за то, что познакомил меня с моим первым «настоящим» фильмом ужасов «Хаммер»: «Доктор Джекилл и сестра Хайд».
Прежде чем мы погрузимся в фильм Роя Уорда Бейкера, давайте сначала отвлечемся от истории. В конце концов, возможно, я не единственный человек в этих здешних краях, который нуждается в обучении в этой конкретной области истории ужасов.
Hammer Film Productions была основана в 1934 году, но достигла своего расцвета с середины 1950-х до конца 1970-х годов. Что произошло в середине 1950-х? Ведь это было бы рождением Hammer Horror! Все началось с адаптации в 1955 году научно-фантастического сериала BBC Television «Эксперимент Куотермасс», но только в 1957 году студия добилась успеха со своим первым готическим фильмом ужасов «Проклятие Франкенштейна». Этот фильм отличается не только тем, что собрал в 70 раз (!) больше своего бюджета по кассовым сборам, но и тем, что стал первым фильмом ужасов, в котором кровь была показана в цвете (последний факт вызвал немало споров, хотя, несомненно, сыграл немаловажную роль). участие в кассовом успехе фильма).
После решения некоторых юридических вопросов с Universal International, правообладателем персонажа Дракулы, Hammer Films выпустила в 1958 году «Ужас Дракулы», который побил рекорды кассовых сборов. Это привело к решению Universal International продать Hammer Films права на ремейк всей их библиотеки классических фильмов. Оттуда Hammer Films выбрала множество классических монстров Universal, таких как «Человек-невидимка» и «Призрак оперы», а также попробовала себя в других знаменитых персонажах ужасов, таких как «Отвратительный снежный человек» и, да, «Доктор Снейп». Джекил и мистер Хайд.
Это подводит нас к «Доктору Джекилу и сестре Хайд» Роя Уорда Бейкера, который был одним из девяти фильмов ужасов, выпущенных Хаммером в 1971 году., Джекил и мистер Хайд, представляя доктора Генри Джекила, превращающегося в роковую женщину, которую он называет Эдвиной Хайд. Нельзя сказать, что Хаммер чурался экспериментировать с классикой литературы. Видите ли, «Сестра Хайд» была третьей экранизацией новеллы Хаммера. Сначала вышел «Гадкий утенок» 1959 года (комедийная версия сказки), а затем в 1960 году вышел «Два лица доктора Джекила» (который превратил мистера Хайда в учтивого бабника).
Перенесемся на 11 лет вперед, и, пытаясь попробовать что-то новое, они пригласили девственницу Хаммера Брайана Клеменса, чтобы он написал сценарий для доктора Джекила и сестры Хайд, а Бейкер был нанят в качестве режиссера. К этому времени Бейкер снял для Хаммера несколько фильмов о вампирах (наиболее заметными из которых были «Шрамы Дракулы» и «Любовники вампиров»), а также фильм 1967 года «Куотермасс и яма», третью и последнюю часть франшизы, которая изначально породила «Ужас Хаммера».
Обращаясь конкретно к фильму, я признаюсь, что мне понравился «Доктор Джекил и сестра Хайд» гораздо больше, чем я думал! Я тоже не нашел это таким оскорбительным, как я думал (хотя, возможно, вы измените мое мнение об этом в своем анализе). Мое самое большое наблюдение: темп немного вялый? Я бы сказал, что да, это так. Романтика между Джекилом и Сьюзан (Сьюзан Бродвик) необходима для сюжета, но она, безусловно, отвлекает внимание Эдвины Хайд (Мартина Бесвик), у которой в фильме на удивление мало экранного времени. Это позор, поскольку Бесвик, дважды игравшая девушку Бонда, прекрасно сыграла.
Джо, боюсь, я оставил первоначальный анализ на ваше усмотрение. Что вы читаете о докторе Джекилле и сестре Хайд? Это прогрессивная история о гендерной идентичности? Он рассматривает женщин как монстров? Как насчет того неловкого (но все же забавного) момента, когда Эдвина глазеет на собственную грудь? И, если не вдаваться в подробности, как вы думаете, что привело к смерти Hammer Horror в конце 1970-х?
Джо
Конечно, бездельник, оставь весь тяжелый анализ мне!
Я шучу, потому что важно, чтобы мы предоставили некоторый фоновый контекст, особенно когда мы обсуждаем старые (или иностранные) фильмы. Если бы это был эпизод подкаста, мы бы все равно прошлись по всей истории производства, прежде чем перейти к фильму, так что на самом деле вы просто придерживаетесь нашего установленного формата.
В частности, история является ключевой для этого конкретного фильма, потому что, с современной точки зрения, доктор Джекил и сестра Хайд могут быть прочитаны одним из (возможно) трех очень разных способов. Один из них особенно пренебрежительно относится к сексуальной политике фильма, но в 1970 году, когда снимался фильм, это даже не было бы предметом обсуждения.
Я, конечно же, имею в виду одно из чтений, что «Джекил и Хайд» - это транс-нарратив, поскольку в нем мужчина превращается в женщину. Изучая квир-реакцию на фильм, я наткнулась на архивную рецензию на фильм на веб-сайте Queering The Closet, которая резко критикует доктора Джекила и сестру Хайд, потому что использует заезженное клише ужасов о гендерно неконформном человеке как его чудовищный злодей. Как мы уже обсуждали в нашей второй статье «Астрал: Глава 2» (и совсем недавно в «Секретных материалах: Я хочу верить»), когда в голливудских фильмах ужасов фигурируют мужчины, которые одеваются в драпировку или демонстрируют трансгендерные черты, такие как Баффало Билл в «Молчании ягнят» их часто изображают извращенцами и убийцами.
Очевидно, что дрэг и транс - это не одно и то же, но Голливуд - особенно Голливуд до 2000 года - имеет тенденцию относиться к ним так, как если бы это было так.
Для этого прочтения самым близким сравнением доктора Джекила и сестры Хайд, вероятно, является Норман Бейтс в «Психо». В обоих фильмах главный герой-мужчина представлен книжным и социально замкнутым (граничащим с неуклюжим) с умеренными вуайеристскими желаниями. Трансформация, которая сопровождает женский образ - миссис Бейтс и Хайд - вводит в повествование убийство, как будто гендерное нарушение может привести только к хаосу, безумию и смерти. В фильме «Хаммер» это становится еще сложнее, потому что убийства связаны с работой Джекила над волшебным эликсиром Макгаффина, который требует убийства женщин буквально ради женских гормонов. Queering the Closet считает это особенно опасным, учитывая то, как TERFS (транс-эксклюзивные радикальные феминистки) изображают транс-женщин как «ненастоящих» или «ненастоящих» женщин, потому что они используют гормоны, чтобы красть или выдавать себя за «настоящих» женщин. Очевидно, что транс-идентичности гораздо более сложны и полны нюансов, чем физическая репрезентация или гормональная терапия, но есть основания утверждать, что фильм выдвигает нарратив о том, что «транс - это чудовище», особенно с учетом финального кадра фильма, который задерживается на тело Джекила/Хайда в гротескном переходе на фоне ужаса викторианских зрителей.
Оригинальный текст Стивенсона изобилует критическим анализом двойственности человека и способности к насилию внутри каждого, что остается столь же актуальным в 1971 году, как и в 2020 году. Во всяком случае, учитывая близость фильма к 1969 году. Стоунволлские беспорядки (в которых трансгендерное сообщество сыграло значительную роль) и рост феминизма Второй волны в США, кажется вероятным, что фильм был задуман как новаторский и политически своевременный поворот классической истории.
Даже если отбросить трансфобное прочтение, есть второе прочтение фильма как женоненавистническое. Если считать Джекила и Хайда совершенно отдельными существами, представление Хайда как хитрого убийцы, получающего удовольствие от убийства секс-работников, явно вызывает (мужской) страх перед сексуально раскрепощенной женщиной. Она будет угрожать милым, самодовольным, законопослушным женщинам, таким как Сьюзен! Она заманит в свою паутину идиотов, движимых либидо, таких как брат Сьюзен Говард (Льюис Фландер) и профессора Робертсона Джеральда Сима! Да она даже потратит все ваши с трудом заработанные деньги на сексуальные красные платья и подвязки! Ужас, Трейс!
Шутки в сторону, но доктор Джекилл и сестра Хайд отводят женщине роль агрессора, искусительницы, кровожадной злодейки. Даже если можно привести аргумент, что Джекил на самом деле совершает несколько убийств во имя науки, что делает его самостоятельным злодейским персонажем, Ральф Бейтс не изображает Джекила злом (по сравнению с Бесвиком, чей Хайд оживляет фильм с игрой, которая в равной степени манерна и сексуальна). Добавьте сюда сцену созерцания груди (забавную, но также и эксплуататорскую) и предположение, что недостаток физической силы Хайда виноват в падении Джекила/Хайда с крыши в кульминационный момент, а также обвинения в женоненавистничестве.
Но есть и третье прочтение, которое заключается в том, что фильм на самом деле своего рода прогрессивный. Джекила обычно изображают трудоголиком, который не использует жизненные возможности (отношения со Сьюзен). Он также нарцисс и окружает себя другими придурками (профессор Робертсон), которые тешат его эго. Хотя Хайд вряд ли является агентом добра, ее дух авантюрен, смел и расширяет границы; вот фильм, который по-настоящему раскрепощается и восхитительно живет только тогда, когда женщина захватывает власть у мужчин.
Тот факт, что злодеем является женщина, также может показаться захватывающим. В то время как среди членов квир-сообщества ведутся споры, в частности, о том, как выглядит «репрезентация», некоторые утверждают, что она должна включать в себя несовершенных, злодейских персонажей так же часто, как менее символических главных героев или второстепенных персонажей. Доктор Джекилл и сестра Хайд могут сыграть женщину в качестве антагониста, но она также лучший персонаж в фильме! Самая большая проблема фильма, как ты сказал, Трейс, в том, что ее просто не хватает!
По правде говоря, Трейс, я не согласен с политикой гендерной идентичности в фильме. Я думаю, что во всех этих чтениях есть свои достоинства, которые на самом деле только заставляют меня ценить фильм еще больше. Мало того, что это действительно привлекательный фильм, дополненный отличными визуальными трюками режиссера Бейкера, это отличный пример старого фильма, который поднимает много политических/сексуальных вопросов для размышления зрителей. Это не безопасный и простой фильм, чего я ожидал, когда мы приступили к выбору, и я очень благодарен, что мне пришлось копаться в своих чувствах, чтобы проанализировать его.
Что вы думаете об этих трех показаниях, Трейс? Можем ли мы поговорить о выступлениях немного подробнее, в частности о забавной реплике Льюиса Фландера (часто за счет Джекила и Сьюзен)? А что вы думаете о том, как Бейкер снимает сцены трансформации?
След
Но Джо, как может быть три чтения одного фильма?! Вы хоть знаете, каковы были намерения Клеменса, когда он писал сценарий? Ваши предположения о том, что фильм пытается сказать, демонстрируют беспрецедентный уровень высокомерия! Думать о том, что вы можете самостоятельно прочесть фильм, не посоветовавшись ни со сценаристом, ни с режиссером, - это безумие!
Я шучу, конечно, но приведенный выше абзац является гиперболической версией некоторых комментариев, которые мы получаем от наших более враждебно настроенных читателей, поэтому я подумал, что это будет забавно. Вы смеялись……?
Хорошо, идем дальше….
Будучи оптимистом, я решил подписаться на третье чтение и считаю, что фильм прогрессивен. Как мы уже неоднократно говорили в этих статьях: это не означает, что две другие причины недействительны, и это не означает, что я категорически их отвергаю. Я просто стараюсь сохранять позитив.
Негативное трансгендерное прочтение фильма является убедительным аргументом, но аспект, усложняющий его, заключается в том, что в фильме утверждается, что женские гормоны превосходят мужские гормоны. У женщин по статистике продолжительность жизни больше, чем у мужчин, поэтому для полного эликсира Джекила требуется эстроген. Тот факт, что Хайд оказался убийцей, является побочным продуктом эликсира Джекила. Это временно, и поэтому она должна вернуться в шкаф, проведя несколько мимолетных мгновений вне его. По ходу фильма она становится все более безумной, но не ее женственность сводит ее с ума; это просто ее желание жить и быть свободной. В этом фильме женский пол рассматривается как биологически превосходящий мужской пол, вам не кажется?
Интересно, что Бейтс выразила заинтересованность в том, чтобы сыграть роль Хайда в переодевании, когда у продюсеров возникли проблемы с кастингом Хайда (многие актрисы, которые нравились Хаммеру, отказались от этой роли, потому что она требовала наготы). Вы представляете, как бы это было? Мы получаем краткое представление об этом, когда Хайд снова превращается в Джекила во время убийства Робертсона, но это всего лишь мгновение.
Я не согласен с предположением, что Джекил и Хайд - две совершенно разные сущности. Я всегда считал Хайда идентификатором Джекила. В своей новелле Стивенсон пытался сказать, что во всех мужчинах есть тьма, которая только и ждет, чтобы ее выпустили на свободу. Джекилл непреднамеренно нашел способ сделать это, когда «родил» Хайда. Если мы посмотрим на Хайда через эту призму, то это немного усложнит жизнь доктора Джекила и сестры Хайд: темная сторона Джекила - это женщина, которой он всегда хотел быть. Она по своей сути неверна. Это крайний и буквальный случай подавленной гомосексуальности, но Эдвина - олицетворение подавленности Джекила. То, что она кровожадная мегера, ставит нас в затруднительное положение, потому что (как вы упомянули) это превращает странный аспект Джекила в образ «злого гомосексуалиста», который мы видели так много раз за эти годы.
Большой вопрос, касающийся фильма, просто «почему?». Зачем менять пол с этим свойством? Простой ответ - рассказать эту историю новым и уникальным способом, но разве вам не интересно, какой была реакция фанатов после выхода фильма? Это мало чем отличается от смены пола, которую мы наблюдаем сегодня в крупных франшизах, таких как «Охотники за привидениями», «8 подруг Оушена» и (возможно) будущие фильмы об агенте 007. Если бы Интернет существовал в 1971 году, как вы думаете, сестра Хайд получила бы такую же негативную реакцию, как эти фильмы? Представляете, если бы что-то подобное вышло сегодня? Я практически слышу крики инселов против пробуждения.
Что касается начальной сцены трансформации, то она великолепна. Бейкер предпочитает не использовать растворение на коленях, которое было популярно в 30-х и 40-х годах (см. пример трансформации Лона Чейни в последние десять минут «Человека-волка»). Скорее, мы получаем один длинный непрерывный дубль, который (на первый взгляд) никогда не прерывается. Честно говоря, я не уверен, как была сделана эта сцена, потому что она такая цельная. Единственная часть сцены превращения, которая не работает, - это раздувание партитуры Дэвида Уитакера, когда лицо Хайда, наконец, раскрывается. На мой вкус это немного чересчур. Это как если бы разоблачение предназначалось для смеха.
К сожалению, мне нечего сказать о Говарде и Робертсоне. В основном это скучные персонажи, и их единственный интересный аспект заключается в том, как глупо они действуют, просто мельком увидев Эдвину. Это стандартный троп «мужчины думают своими членами», и в этом нет ничего большего. Хотя, признаюсь, я испытал настоящий трепет, увидев, как Эдвина использует вожделение Робертсона против него, это не первое (и уж точно не последнее) использование этого тропа (см. «Виды» 1995 г. или «Тело Дженнифер» 2009 г.). всего пара примеров).
Джо, мы еще не вникали в то, как фильм связан с реальными событиями. Что вы думаете о включении Берка и Зайца (о которых, по общему признанию, я никогда не слышал до просмотра этого фильма) и Джека Потрошителя? Это добавило фильму дополнительный слой для вас? Или вы нашли это неприятным? И я удивлен, что ты не упомянул, что Хайд шьет свое красное платье из чертовых портьер. У нас в руках обычная Мария фон Трапп! Наконец, что вы думаете о смерти Джекила, когда обнаруживается, что его тело представляет собой отвратительное слияние Джекила и Хайда, объединенных в одно целое?
Джо
Я немного удивлен, что вам не понравился Ховард, учитывая, что он, по сути, стервозный комментатор на стороне. Я наполовину ожидал, что он будет тайным геем, потягивающим коктейли и раздевающим людей, которых он считает низшими, так что это было немного разочаровывающим, когда он был заманен в ловушку Хайда (и он даже не умер! WTF).
Что касается реальных событий, то они мне очень понравились. Джекилл и Хайд никогда не были моей любимой старомодной сказкой - честно говоря, я нахожу ее слишком упрощенной - поэтому я был рад такому новаторскому кроссоверу. Я не буду вдаваться в историю Джека Потрошителя, с которой, вероятно, знакомо большинство людей, но мне очень понравилось узнавать, кем именно были Берк и Хэйр, чтобы лучше понять их роль в фильме. В реальной жизни эти люди были расхитителями могил, которые продавали тела врачам в Шотландии в середине 19-го века для медицинских исследований и анатомических исследований.
Хотя тот факт, что Берк и Хэйр в конечном итоге убили 16 человек, чтобы удовлетворить спрос на трупы, является отвратительным, обстоятельства, которые привели к этому спросу, довольно увлекательны: в то время закон ограничивал приобретение тел исключительно людьми, которые умерли в тюрьме, покончили жизнь самоубийством или остались сиротами. Очевидно, что ограничения закона не оправдывают этих людей, которые, по сути, убивали ради наживы, но они подчеркивают, как чрезмерно строгие ограничения неизбежно заставят предприимчивых преступников найти обходной путь и почему люди, которые могут участвовать в донорстве органов и крови, должны, если они так склонны. Конечно, нам с вами, как квир-мужчинам, нельзя полностью участвовать в этой деятельности, но это дискуссионный разговор в другой раз.
К счастью, у нас всегда будет славная икона дивы Эдвина Хайд, присоединившаяся к пантеону женщин-новаторов (не только Мария из «Звуков музыки», но и Скарлет О'Хара из «Унесенных ветром»), которые превращают развешенные ткани в моду вперед смотрит. Эта сучка могла бы дать девчонкам из RuPaul's Drag Race шанс за свои деньги своим «бюджетным перетаскиванием»!
Возможно, именно из-за ее невероятности ей пришлось умереть в конце, Трейс? Нетрудно представить, что такой смелой и дерзкой женщине будет сложно слиться с викторианским Лондоном. Что касается этой последней смерти, то она казалась уместной, учитывая направление фильма. Мне очень понравилось использование синего и красного витража, когда два персонажа сражались друг с другом - это именно то количество драмы, которое я искал. То же самое можно сказать и о конечном результате, который обнажает двойственность Джекила и Хайда для всех любопытных зрителей. Забавный факт: под всей этой работой с протезами скрывается Бесвик, который наводит меня на мысль, что, если бы они не пали насмерть, Хайд остался бы более сильной личностью. Женщины всегда побеждают, Трейс!