Во многом оставаясь верным оригинальному тексту, «Трагедия Макбета» сосредоточена вокруг лорда Макбета (Дензел Вашингтон), стареющего, но доблестного воина из Шотландии, который получает пророчество, которое отправляет его на темный путь. После кровавой битвы Макбет и соотечественник Банко (Берти Карвел) сталкиваются с тремя ведьмами (каждая из них изображена Кэтрин Хантер с коварной, животной угрозой), которые предсказывают, что Макбет станет таном Кавдора и королем Шотландии, заменив короля Дункана (Брендан Глисон).). Ведьмы также диктуют, что дети Банко в конечном итоге будут править страной.
Несмотря на первоначальный скептицизм, Макбет приходит в восторг от этих мыслей и бросается вперед в неистовой импульсивности, о которой он не подозревал. Сын Дункана Малькольм (Гарри Меллинг) должен быть законным наследником, но Макбет берет дело в свои руки. Жена Макбета, леди Макбет (Фрэнсис МакДорманд), твердо настроена на то, чтобы он довел дело до конца, обвиняя его в трусости, если он будет действовать иначе. Тем временем лорд Макдуф (Кори Хокинс), тан Файфа, с подозрением относится к тому, что происходит за кулисами, а Макбеты изо всех сил пытаются примирить свою вину с жгучей жаждой власти, которая находится в пределах досягаемости.
Хотя «Трагедия Макбета» недоступна для ненавистников Шекспира, фильм (режиссёром которого является половина братьев Коэнов) представляет собой скудный, чувственный и леденящий душу шедевр, чье визуальное мастерство победит непосвященный.
Отказываясь от реализма в пользу предчувствия экспрессионизма в духе шекспировских интерпретаций Орсона Уэллса и Романа Полански, фильм, снятый в черно-белом цвете с соотношением сторон 1:19:1, использует все инструменты кинематографический прием, направленный на то, чтобы ввергнуть зрителей в расколотое сознание Макбета, отражающее лихорадочный сон, от которого он не может избавиться.
Окружающая среда часто пропитана туманом и туманом, а производственный дизайн смешивает барокко с двусмысленным, экспансивным и клаустрофобным, превращая авторитет в нечто совершенно другое. Пока Макбет бродит по силуэтам залов своего замка, заслуживающая наград операторская работа Бруно Дельбоннеля прекрасно иллюстрирует дихотомию между светом и тенью, честью и предательством, которая преследует нашего главного героя до самого горького конца. Сцены растворяются друг в друге с плавными, нервирующими переходами, отражающими определенный фатализм, захватывая спуск Макбетов в темные уголки их душ, которые слишком долго подавлялись. Музыка Картера Беруэлла подчеркивает моменты интриг, насилия и вины глубокими, коварными ритмами, которые усиливают эту глубоко злобную атмосферу.
Помимо эстетики, однако, «Трагедия Макбета» - это демонстрация актеров с одним из лучших ансамблей года. Вашингтон великолепен в роли титулованного Макбета, отдаваясь этой роли со страстным пылом. Он убедительно передает внутренние конфликты Макбета: храбрость, смешанную с сожалением и страхом перед последствиями, которые возвращаются, чтобы ужалить его. Ранние речи, размышляющие о будущем, головокружительны, почти запыхались, становясь все более уверенными, поскольку слепые амбиции овладевают его действиями и моралью.
МакДорманд, получая меньше времени в центре внимания, также невероятен. Пережевывая свои культовые реплики, она воплощает коварство леди Макбет в самом начале и ее душераздирающее впадение в безумие. Остальной актерский состав превосходен по всем направлениям, особенно выделяются вышеупомянутый Охотник в роли ведьм, Алекс Хассел в роли хитроумного посланника с совестью, Росс и Кори Хокинс в роли героического Макдуфа, обиженного воина, ищущего заслуженного возмездия.
Конечно, не на что жаловаться, но какое значение может иметь эта пьеса 1606 года для современной публики? Когда зрители отрываются от плотных диалогов Шекспира (настоятельно рекомендуется использовать субтитры), в основе «Трагедии Макбета» лежит басня о жадности и кармическом правосудии, которая продолжает резонировать. Если такая доверенная душа, как Макбет, могла стать жертвой манипуляций, то кто из нас не мог этого сделать? Сольный режиссёрский проект Коэна преуспел не только как удовольствие для чувств, но и как почти идеальная адаптация вневременного повествования.
Вердикт
Трагедия Макбета смелая, свирепая, суровая и невероятно красивая. Что-то злое таким образом приходит, действительно. 10