14 августа 1988: Тяжелая группа, поющая на баскском (!!), собирается дать свой первый концерт в маленьком прибрежном городке Бискайи. Очевидно, у группы есть свои сомнения относительно того, что их ждет, но каково же их удивление, когда они встречают длинноволосых мужчин в кожаных куртках, говорящих на языке их матери-земли (Амалур). Спектакль оправдывает ожидания до такой степени, что зажигает искру, которая через пару лет превратится в гигантский огненный шар.

Спасибо Микелю Уркиа за постер 1988 года
Дело не в том, что девяностые постучали в дверь квартета «Эйбар», нет; заключается в том, что они буквально взяли их штурмом. Два грима восьмидесятых годов (оба опубликованы в одном, 1989 году, как это ни странно) горели в киосках привилегированных людей, которые могли ими в то время завладеть. Три из этих песен также можно было услышать на стенде “Mikelín 91”, ежегодном фестивале, проходившем 21 сентября в Абетчуко (Араба), который в том году заявлял о неподчинении и где они поделились счетом с Рецидивистами, Десмондом Деккером и Плохие манеры Любопытно, что среди трех песни Su Ta Gar, которые были включены в кассету, и из-за огромной ошибки транскрипции «Hilerrietako erregina» была указана как «Bilerru eta gorregina», мастерски кролик, что делает его одним из лучших анекдотов в его дискографии. Две другие включенные песни были потрясающими «Багоаз» и «Хериоцарен семеа». Нам пришлось ждать до 1999 года, чтобы официально опубликовать эти выпуски. Таким образом, «Hilerrietako erregina» (или, возможно, нам следует сказать «Bilerru eta gorregina»?) есть не что иное, как «Basamortuetako zalduna»; «Багоаз» - это не что иное, как «Гудари», а «Хериотзарен семеа» - единственный, кто сохранил его имя. Вышеупомянутое переиздание («Su Ta Gar 1987-1989» издано лейблом Gaztelupeko Hotsak) также включает «Nire zainetan», «Infernura bidean», версию «Electric Eye» Judas Priest («Elektrik ai!») и композицию гимна «Jo Ta Ke» для ПК. Со всеми этими элементами мы можем получить представление о зажигательном репертуаре, который уже был у Су Та Гар в 80-х.
1 августа 1990 г.: Ожидание переполняет. Каток собирается посетить город, где проживает лицо, подписавшее эту статью, а именно новый фронтон недавно открытого спортивного комплекса Икастола. Люди просто не могут поверить в то, что видят: гитары острые, визжащие, местами согнутые; ошеломляющие соло, динамичный бас и барабаны, по которым, кажется, бьют четыре руки и столько же ног. Это Aitor Gorosabel (соло-гитара и вокал), Xabi Bastida (ритм-гитара), Asier Osoro (бас-гитара и бэк-вокал) и Borxa Arrillaga (ударные), и то, что они делают, это Heavy Metal. Скорее, это брутальный и очень техничный трэш-метал, даже тогда, и лучшее, что видела большая часть собравшейся там молодежи. Удивительная техника для музыкантов, которым, как говорится, только что исполнилось 20. Тот концерт наделал много поклонников: он был лучшим, хотя, наверное, это было «просто» еще одно шоу, еще один шаг, для великой машины, которая уже была запущена.. После концерта несколько поджигателей сожгли матрацы под листовым металлом, боковые и верхние, вызвав менее впечатляющий пожар. И довели до максимального горения название группы: Су Та Гар (Огонь и пламя, в дословном переводе). Кстати, это был первый и последний концерт, который проходил на этом фронтоне. Кроме того, группа не знала об этом пожаре, пока 19 лет спустя я не рассказал об этом удивленному Айтору в первом интервью, которое я дал ему.

Это был исключительный год для нашей истории: Су Та Гар Выиграл конкурс Villa De Bilbao совместно с не менее легендарной Estigia, а в декабре записали версию «Haika mutil» на трибьют-альбоме легендарному и все еще живой авангардный певец и автор песен Mikel Laboa: Улучшенная версия того, что они сами записали на своем втором демо, до такой степени, что это время, огромная проявленная сила и воображение делают их знаменитыми в самый момент их публикации. Версия певца и автора песен, который уже был легендой при жизни - и у которого было еще 19 лет, чтобы насладиться этим - и который пришел, чтобы исправить разрыв, который баскский Radikal Rock вызвал в отношении той великой революции, которую Юскал Кантагинца Берриа (Новый Баскская песня). Конец года (ноябрь) также приводит их к записи своего первого альбома, который должен был выйти в марте 1991 года. больше, чем альбом, это краеугольный камень, название которого говорит само за себя. Его музыкальные достоинства (техника, страсть, сила, скорость, мощные припевы) не скрывают еще одного великого достижения: совмещение Heavy Metal и Basque сегодня может показаться самым естественным, но не тогда. Правда, были и предрассудки, и невежество. Но в основном ни у кого не было. Не таким образом, так как там было что-то от хард-рока и Leize - очень рано пели на баскском языке, хотя и без записи. Таким образом, будет справедливо наградить тех, кто с Эйбара, такими заслугами.
90-е подхватили гигантское движение предыдущего десятилетия, расширив его возможности и погрузившись в, казалось бы, безграничные стилистические просторы. Сами Negu Gorriak поразили местных жителей и приезжих в том же 90-м году своим удивительным сплавом хип-хопа, рока, хэви и берцо-хопа. Euskara восстановил позиции, утраченные в 80-х, и стал охватывать практически весь звуковой спектр. И Su Ta Gar были там, чтобы жить и продвигать это. Как они могли петь на языке, отличном от их родного? Как они собирались это сделать, даже если это было законно, если они не собирались чувствовать то же самое? Трэш-метал, фонетически адаптированный как перчатка к языку Айтора (обратите внимание на двойное значение), а также, Su Ta Gar была группой, появившейся с улицы, и подхватил это боевое и воинское чувство оружейного города. Таким образом, с одной стороны у нас была социальная составляющая протеста, а с другой - защита баскской культуры, языка и идентичности. Все это, в сочетании с влиянием на него европейского хэви-метала (Judas, Maiden…) и трэш-метала как из Европы, так и из района залива Сан-Франциско, породило нечто уникальное для того времени.
Их второй альбом (“Hortzak estuturik”, 1992), пожалуй, одно из лучших упражнений в трэш-метале, заявленных группой, если не самый непревзойденный. Игра на гитаре, творческая и высокотехничная, является его отличительной чертой, наряду с вышеупомянутыми барабанами Borxa, малыми барабанами, бас-барабанами и тарелками, которые, казалось, преуспели в каждой записи, и Asier Osoro, который с его проникновенным басом и хорами (острый и резкий) авторитетно пометил свою территорию. Вопреки мнению некоторых, Su Ta Gar не всегда повторяли одну и ту же формулу, ограничиваясь лишь музыкальным стилем, который уже допускает разные значения. Баллада «Itxaropena» со второго LP, полноценная тяжелая баллада, источает воображение и чувственность, а также адекватный припев, хотя моему серверу потребовалось несколько лет, чтобы принять ее. Уже с первого альбома они чередовали акустические и электрические пассажи, что очень пришлось по вкусу Айтору, главному композитору. Но фортепиано есть даже во вступлении второй, «Ekaitza eta baraldia», а до этого, очевидно, в «Haika Mutil». В любом случае Айтор больше не играл на пианино на альбоме Su Ta Gar до 2016 года.
Страсть к новым металлическим звукам (например, Pantera) отразилась в “Munstro Hilak” 1993 года, еще одном замечательном альбоме. более модернизированный и брутальный. Видеокассета “More Volumen Tour” того же года - один из лучших примеров того, что значит увидеть Су Та Гар во всем его великолепии. Тем не менее, наступали моменты великих трудностей.
Май 1995: Ужасная авария Borxa Arrillaga навсегда лишила его инструмента и погрузила группу в великую депрессию. Нам придется подождать до 1996 года, чтобы увидеть его следующую работу, “Sentimenak jarraituz”, пожалуй, наименее популярную и наиболее критикуемую, хотя я считаю ее альбомом обнаружить и потрясающими песнями, хотя почти забытыми и исчезнувшими из сет-листа много лет назад, как, например, ошеломляющий «Путреак», один из лучших в его дискографии. Это был собственный брат Борхи, Гальдер, который должен был разрешить голосование, чтобы позже его заменил Ибан Зугаррамурди. Гальдер вернется в группу в 2003 году, чтобы не покидать свой пост. Отметим, что песня, давшая название альбому, стала первым официальным видеоклипом в истории группы.
Целью этой статьи не является подробный анализ их дискографии, но, как итог, совершенно ясно, что 90-е были для них славными, с двумя новыми пластинками до конца декада: “Agur jauna gizon txuriari” (97) и “Homo Sapiens?” (99), с которым они укрепили свое господство в баскском металле, который переживал приятные моменты, с зарождающейся сценой, которая во многом была результатом усилий выходцев из Эйбара. Ни на йоту не теряя брутальности, они продолжали сочинять великолепные мелодии, и в текстах можно оценить новые элементы, такие как интернационализация нескольких песен в первой и определенные поэтические вольности в обеих. Новое тысячелетие принесло нам, среди прочего, его первый концертный альбом (двойной “Jo Ta Ke”, выпущенный в 2001 г.), очень рекомендуемый “Itsasoz beteriko mugetan” (2003) и альбом Devilish Rage как “Jainko hilen uhartean” (2006), пожалуй, один из трех лучших альбомов группы, если не лучший.
Видеосъемка Su Ta Gar обильна, начиная с мифического видеокассеты 93 года “Su Ta Gar Zuzenean», технически и ярко захватывающий «Homo Sapiens? Гастроли» (2000), документальный фильм и живое видео «Une iraunkorrak» (2007, подавляющее), празднование 20-летия лет группы, зрелищный концерт, состоящий из двух CD и DVD (“20 urte”, 2009 г.) и тройное сальто в кинотеатрах с “Su Ta Gar Antzokietan” (2017, снова двойной CD и DVD).
«Амецак пилацен» (11) и «Бизирик гауд» (13) - это два полноценных студийных альбома, в которых я бы выделил ярость первого («Piztia», «Poza eta tristura») и цвет второго, который, тем не менее, содержит подавляющее «Txakurrak solte». Оба также содержат красивые баллады. В общей сложности 11 студийных альбомов, большинство из которых оставили сильный след, и не только из-за их огромного первого воздействия, но именно потому, что они знали, как сохранить свое волнение и силу, не теряя ни на йоту качества, и с производством почти 100% оригинальный мюзикл, так как версии можно пересчитать буквально по пальцам одной руки. Та «Haika Mutil» Mikel Laboa была большим достижением в этом смысле, но мы должны помнить версию «Electric Eye» Judas Priest, которую они записали на второе демо, или «The Sentinel», которое они сделали в «Metal Gods. Tribute to Judas Priest» на лейбле Zero в 2001 году. Песня Metallica «From who the bell tolls» была сделана для видео 93, а в живом шоу 2001 года была песня «We are Nothing» его любимой Ла Поллы. Рекорды. Иными словами, только один студийный альбом Su Ta Gar включал версию «Haika mutil», которая не была записана для этого альбома и была включена только в версию на компакт-диске.
Включение ска («Errepide hontan galdurik», или, может быть, метал-ска?) в его четвертый альбом удивило местных жителей и приезжих, как и версия Ла Полла, акустические вступления некоторые песни («Экаица эта бареальдия», «Бети ауррера», «Хеган», «Эз этси ораин»…), иногда фортепианное вступление («Хайка мутиль», «Мари», та самая «Экаица эта бареальдия»), его знаковые тяжелые баллады («Итчаропена», «Хитц марготуак», «Бети ауррера», «Бере хитцен отсутствуют») и неспецифически тяжелые баллады (удивительные «Зулоарен зулоан», «Газте эдер батен амецак», «Зуре альботик уррун banago», «Zain, zure zain» или «Zure argia»), некоторые вокальные партии Айтора (брутальные в «Zai, hago zai» и многих других или мягкие и серьезные тона в некоторых балладах и средних темпах) некоторые примеры нестагнации квартета, постоянного поиска, даже не отказываясь от центральной позиции знаковой метал-группы из Euskal Herria.
Я хотел оставить напоследок удивительный «Maitasunari pasioa» (16) и его последующий двойной диск + DVD вживую в театре: «Су Та Гар Анцокитан» (17). В чрезвычайно рискованном повороте винта они выставляют счет на среднетемповый альбом и баллады, электроакустические пассажи, уже проработанные ранее (правда, теперь более глубоко), фортепиано… Ставка оправдалась, даже самая сложная. еще: прыжок в кинотеатры. Вы можете найти все подробности об альбоме, а также о концертном альбоме в этом обзоре студийного альбома и в интервью с Айтором, где он рассказывает об этом и последующем концертном альбоме.
Яснее, чем когда-либо, ясна цель не придерживаться одних и тех же архетипов, продолжать экспериментировать, не теряя личности, которую они выковали за все это время, что отражено в двойной игре ранения гитары Айтора и Хаби, сдвоенные или скрещенные, всегда переплетены и безупречно сделаны. Ваша отличительная черта. Так было последние 30 лет, с того дня, как сгорела газета Ондарроа.