Симпсоны: Лиза-иконоборец и ценность фальшивых идолов

Симпсоны: Лиза-иконоборец и ценность фальшивых идолов
Симпсоны: Лиза-иконоборец и ценность фальшивых идолов

Я много думаю о Симпсонах. Возможно, это потому, что я всегда смотрю «Симпсонов» и каждую ночь ложусь спать, одетая в мою великолепную пижаму Барта Симпсона, под мое официальное фирменное пуховое одеяло, баюкая мою любимую плюшевую игрушку, одобренную Мэттом Гроунингом, но шоу никогда не выходит из моей головы. Я ловлю себя на том, что практически на каждый случай цитирую цитату из сериала: «О, это как в «Симпсонах», где…», или «Вы помните ту серию, где Гомер…», или «Да, я оставлю вашему ребенку крещение, но прежде чем я уйду, помнишь песенку мистера Плуга?

Культурная значимость Симпсонов остается неизменной и в наши дни. В частности, сила предсказания в сериале по-прежнему оказывается устрашающе точной: сценаристы, похоже, имеют доступ к большей пророческой силе, чем пять хрустальных шаров, прикрепленных скотчем к набору карт Таро, прикрепленному к бороде Нострадамуса. Вероятность этого, однако, заключается в том, что закон средних чисел диктует, что любой сатирический мультфильм, который длится более пяти, не говоря уже о тридцати сезонах, вероятно, несколько раз попадет в прогностическое золото.

То ли Шварцвельдер и Ко. на самом деле копались во внутренностях забитых ягнят, чтобы предсказать, что однажды Зигфрид и Рой действительно будут растерзаны тиграми или что Дисней в конечном итоге выкупит Фокса, является спорным вопросом. Что еще интереснее, так это признание случаев, когда сериал смог сделать вневременные фрагменты социальной критики, которые, во всяком случае, приобрели большую социальную ценность с течением времени. Один эпизод, в частности, представляет собой поразительный пример.

«Лиза-иконоборец», шестнадцатый эпизод седьмого сезона «Симпсонов», вышедший в эфир в начале 1996 года и вращающийся вокруг открытия Лизы, что Джебедайя Спрингфилд, основатель и тезка ее любимого города, на самом деле был кровожадный пират и похититель личных данных, список преступлений которого соперничал с худшими людьми его века. В то время, когда и в Великобритании, и в США значительная часть статуй была удалена из известных общественных мест, часто в сопровождении громкого освещения в СМИ, история города, который потенциально должен смириться с наследием человека, которого которые они когда-то так искренне почитали, кажется пугающе пророческим.

Наследие фигур, снесенных разгневанными бристольцами или ярыми жителями Нью-Йорка, возможно, немного более противоречиво, чем то, что изображено в «Лизе-иконоборце». Джебедайя Спрингфилд не оказывается империалистом, который сейчас не в моде у современной публики, и не является предметом споров о том, можно ли судить о его морали по стандартам 21-го века.

Нет, Джебедайя однозначно плохой человек, и мало того, что он безусловный гнилой, так еще и полный мошенник. Он вовсе даже не Джебедайя Спрингфилд, поскольку выясняется, что его настоящее имя - Ганс Спрунгфельд, кровожадный пират и сомнительный бродяга, ответственный, среди прочего, за попытку убить Джорджа Вашингтона.

Когда Лиза обнаруживает, что основатель и тезка города на самом деле мошенник, ее моральная реакция громогласна, поскольку она пытается подорвать наследие человека, который, как она знает, не заслуживает похвалы и похвалы. признание горожан. Как и многие из лучших эпизодов «Симпсонов», ее попытки осмыслить это открытие заставляют Лизу переоценить свою довольно негибкую моральную позицию. Эпизод не только фокусируется на меняющихся взглядах Лизы на ее отношения с прошлым, но также многое раскрывает о Спрингфилде как микрокосме для американского общества маленького городка.

Роль образования в увековечивании мифа о Джебедии - один из самых заметных аспектов этого эпизода. Сценаристы «Симпсонов» часто критиковали недостаточно финансируемую школьную систему, характеризующуюся апатичными учителями, плохо оборудованными классами и устаревшими учебными материалами - и здесь Спрингфилдская начальная школа оказалась особенно враждебной к демонстрации Лайзой независимого мышления и исторического ревизионизма.

Когда г-жа Гувер оценивает сочинения, предназначенные исключительно для того, чтобы дополнить раздутую агиографию Джебедайи, это говорит о том, что тупой Ральф Виггам получает пятерку, по-видимому, за то, что следует той же слепой вере, что и его одноклассники, в то время как Откровенная демонстрация свободной мысли Лизы «Джебедайя Спрингфилд: супермошенничество» отмечена большой красной буквой «F». Когда Лиза пытается защитить свою позицию, Гувер отвергает ее как не более чем «мертвого белого мужчину, избивающего бандита-компьютерщика».

Реакция горожан еще более показательна. В то время как Лиза отвечает своей обычной резкой яростью, убежденная в своем моральном превосходстве, она фатально просчитывает, насколько Джебедайя неотъемлемая часть жизни нормальных жителей Спрингфилда. Ее заявление у Мо, что Джебедайя был «злым, кровожадным пиратом, ненавидящим этот город», встречено ошеломленным молчанием, в результате чего Мо запретил Лизу и Гомера за отвратительную «героофобию».

Несмотря на весь свой ум, Лиза не понимает, что, очерняя Джебедию, она также оскверняет город и, следовательно, его жителей, которым бывший пират называет свое имя. Возможно, реакция города на то, что Барт обезглавил статую Джебедайи в эпизоде 1 сезона «Голова-обличитель», должна была намекнуть на высокое уважение, которым на самом деле пользуется икона Спрингфилда.

«Иконоборец Лиза», в конечном счете, не о том, должны ли мы привлекать наших героев к ответу в соответствии с нашими собственными современными моральными стандартами, а вместо этого ставит вопрос о ценности, которую эти герои наполняют общество, создавая общее набор идей и мифологий. Эпизод больше об идее истины и мифа и о конкурирующем использовании этих двух явно разных идей.

Решение Лизы не раскрывать правду о Джебедайе Спрингфилде раскрывает истинную ценность этих мифов. Как она объясняет: «Миф о Джеведайе тоже имеет ценность. Независимо от того, кто это сказал, благородный дух возвышает самого маленького человека». Ганс Спрунгфельд, возможно, не был героем, но образ, который он создал вместе с Джебедайей Спрингфилдом, безусловно, им был.

Возможно, поэтому сценаристы приняли такое сознательное решение использовать Спрингфилда как самозванца. Лишив самого «я» Ганса Спрунгфельда и вместо этого сделав его боготворимым тотемным созданием бывшего пирата-убийцы, Джебедайя немедленно становится символом, а не реальным человеком, мораль и ценности которого необходимо взвесить и судить перед судом и присяжными.. Весь смысл этого эпизода в том, как мы смотрим на свое прошлое, когда сталкиваемся с альтернативной историей или сложной истиной, и выбираем ли мы следовать учениям вымысла, а не принимать ловушки и вызовы подлинной исторической достоверности.

В конце раннего эпизода «Рика и Морти» есть отличная сцена, которая прекрасно отражает ту же дилемму. В эпилоге приключения Рика и Морти в полуфеодальной фэнтезийной вселенной двое жителей деревни узнают, что их якобы праведный и доброжелательный король мармеладок был тайным извращенцем-растлителем малолетних. Вместо того, чтобы раскрыть правду, аргументация пары, сжигающей шокирующие улики, вызывает сильный резонанс: «Наши люди получат больше от идеи, которую он представлял, - заключают они, - чем от мармеладки, которой он был на самом деле.”

История в этом смысле не истина, а скорее инструмент поддержания порядка, морали и коллективного самоощущения. Аргументация Лизы такая же, поскольку она признает, что Джебедайя «выявляет лучшее в каждом». Жители Спрингфилда получают больше от идеи, которую олицетворяет Джебедайя, чем от кровожадного пирата, которым он на самом деле был.

«Лиза-иконоборец» - отличный эпизод «Симпсонов», мини-драма, которая исследует и задает вопросы, а не ищет простых ответов, вместо этого фокусируясь на собственной моральной дилемме Лизы: открывать ли правду другим город, извлекающий так много выгоды из идолопоклонства фиктивной иконы. Помимо рассуждений о природе правды, это также один из самых милых выходов Симпсонов, Гомер сияет в своей роли защитника и ученика Лизы, когда он рискует своей ролью городского глашатая на параде Джебедайи в Спрингфилде, чтобы помочь своей дочери раскрыть правду. точно так же, как он продал свой шанс прокатиться на дирижабле Даффа, чтобы профинансировать участие Лизы в конкурсе красоты в 4 сезоне. Маловероятно, что сценаристы имели доступ к видениям будущего еще в 90-е, но очевидна их способность писать эпизоды для телевидения, остроумие, теплота и актуальность которых не уменьшились почти тридцать лет спустя.