С тех пор, как в 1971 году появилось реалити-шоу «Американская семья» (в котором участвовали разведенные родители и сын-гей, который, к сожалению, позже умер от гепатита С и коинфекции ВИЧ), на заднем плане гудели споры. В последние несколько лет грохот превратился в рев. Кирк Норкросс сказал, что появление на TOWIE превратило его в «монстра-самоубийцу», а участница X Factor 2011 года Миша Би сказала, что страдала посттравматическим стрессовым расстройством после того, как испытала расистское обращение в шоу. Четыре человека, связанные с островом любви, в том числе его любимая ведущая Кэролайн Флэк, покончили с собой.
Чтобы создать Unreal: A Critical History Of Reality TV, наш аудио-документальный фильм из 10 частей для BBC Radio 4, журналистка Сирин Кейл и я пересмотрели сотни (я имею в виду сотни) часов телевидения и взяли интервью у многих более 60 культовых создателей шоу, коллег по съемкам и комментаторов СМИ. Мы хотели проследить, как развивался формат - от рождения «обычных» знаменитостей Большим Братом до череды влиятельных лиц фаст-фэшн с Острова Любви - чтобы определить его большее влияние на общество. Но нашей главной целью в сериале было выяснить, на фоне растущих опасений по поводу установки, на ком лежит этическая ответственность. С телекомиссарами, продюсерами, коллегами или нами – зрителями?
Конкурсанты, с которыми мы говорили, утверждали, что власть принадлежит продюсерам, которые превращают многочасовые отснятые материалы в трехминутные повествования. Продюсеры, такие как Колин Нэш из The Hills и Адам ДиВелло из Selling Sunset, возражают, что они просто документируют людей перед собой, бородавки и все такое. (Как сухо заметил один продюсер, только участники, которые плохо себя зарекомендовали, жалуются на «редактирование».)
Участницы теперь громко заявляют о жестоком обращении, поэтому пакеты послеоперационного ухода были усилены: коллеги по «Острову любви» теперь получают 14 месяцев поддержки
Ясно то, что, хотя современный продукт выглядит совсем иначе, чем 20 лет назад (сравните соседей по дому Большого Брата, гуляющих в спортивных штанах, с островитянами Любви, которые тренируются в Casa Amor, как будто это Олимпиада) основные составляющие не изменились: больше всего ценится аутентичность; Злорадство лучше всего подавать со льдом; и «сдерживание» - которое упаковывает конфликт для нашего удовольствия от просмотра - изобилует.
Так что же изменилось? Конкурсанты теперь открыто говорят о жестоком обращении. Пакеты послепродажного ухода были усилены - актеры Острова Любви теперь получают 14 месяцев поддержки после того, как они закончат шоу. Наряду с воплем «Настоящих домохозяек» появилось более мягкое и милое реалити-шоу: «Выпечка», «Гончарная мастерская», «Великая британская швейная пчела».
Правда в том, что реалити-шоу никуда не денутся. Это чертовски выгодно. Несмотря на слухи о его правдивости, новый сезон «Продажи заката» находится в десятке лучших на Netflix, а «Остров любви» возвращается в следующем месяце с восьмым сезоном. Семья Кардашьян вернулась на Hulu с девятизначным чеком и полными правами на редактирование. Они преодолели барьер, чтобы стать и коллегами по съемкам, и продюсерами. Реалити-шоу - это больше, чем просто бумажная цепочка глупых виньеток. Это усыпанный бриллиантами мегалодон, изрыгнувший тысячи «целетоидов» (недолговечные знаменитости), которые перемещаются по экосистеме телешоу, пересматривая то, как мы относимся к знаменитостям и славе. И, ненавидеть их или любить, они здесь, чтобы остаться.
«Unreal: A Critical History Of Reality TV» доступен в виде бокс-сета на BBC Sounds