Она хотела узнать об этом опасном деле «перехода», об этом отрыве от всего знакомого и дружелюбного, чтобы рискнуть в другой среде, возможно, не совсем странной, но уж точно не совсем дружелюбный.
Акт перехода включает в себя человека, живущего своей жизнью как другой расы, чем его прирожденная идентичность. Тот, кто проходит, принимает на себя как связанные с этим риски, так и вознаграждения. В 1920-х годах, когда социальный климат был напряженным в расовом отношении, многие представители смешанной расы «выдавали себя» за белых, чтобы обойти социальные ограничения, основанные на расе. Переходя в другую расу, человек трансформирует свою идентичность. Проходящий часто отказывается от правды ради чувства принадлежности. Люди, которые практиковали это действие, часто думали, что это поможет им лучше определить себя внешне. Принадлежность к социальной среде, белый «стандарт», проход должен был казаться менее пугающим, чем столкновение с опасной расистской средой.
Автор Нелла Ларсен подчеркивает, как восприятие и сконструированные реальности влияют на двух чернокожих женщин в своем романе 1929 года «Прохождение». Спустя почти сто лет после его публикации Ребекка Холл дебютировала в качестве режиссера, адаптировав роман Ларсена. Фильм «Прохождение Холла» (2021) остается верным духу текста. Будучи женщиной смешанной расы, Холл наполняет свой фильм личными штрихами, которые может использовать только тот, кто знаком с предметом.
Что меня поражает в фильме Холла, так это то, насколько хорошо небольшие изменения работают в пользу экранизации. Роман углубляется в окопы головы главного героя Рене. Холл не только вызывает напряжение от наблюдения за событиями с точки зрения Рене, но и усиливает двусмысленность и обман через чередующиеся кадры камеры. Любой кинематографист сталкивается с трудностями при адаптации текста, в котором слова дают представление о том, что происходит в голове персонажа. В то время как у романа Ларсена есть это преимущество (особенно в отношении гейского подтекста, но об этом позже), «Прохождение» (2021) ловко использует свой шанс изобразить подтекст визуально.
Оба средства имеют общую сюжетную линию без особых отклонений. Однажды летом 1920-х годов жительница Гарлема Ирэн Редфилд возрождает отношения со своей одноклассницей Клэр Кендри, которая теперь выглядит белой. Клэр демонстрирует бесцеремонное отношение к смерти, несмотря на то, что живет роскошной жизнью со своим богатым белым мужем Джеком Беллью, который не знает о черном происхождении Клэр. Но когда Клэр воссоединяется со своим старым другом Рене, она хочет исследовать свою прежнюю идентичность чернокожей женщины, сохраняя при этом свой преходящий фасад. По мере того, как Клэр все больше вторгается в жизнь Ирэн - в ее дом, в ее мужа и даже в ее сексуальность - морально строгая Ирэн развивает опасную зависть и паранойю по отношению к женщине, которая наслаждается опасностью.
Проходя и книгу, и адаптацию, изучите психологическое влияние расы и идентичности на ее двух чернокожих женщин. В фильме психологические аспекты ограниченной точки зрения Ирэн от третьего лица в романе преобразуются в интимную кинематографию, снятую в черно-белом цвете с узким соотношением сторон 4: 3. Прохождение - это история о перспективе. В повествовании Ларсена читатели знают только то, что представляет Ирэн. У нас есть доступ к ее внутренним мыслям и суждениям, поэтому реальность романа остается фильтрованной через восприятие Ирэн.
Холл аналогичным образом контролирует повествование посредством кадрирования. Крупные планы используются, когда кадры-обратные кадры фокусируются на выразительных эмоциях, сохраняющихся как на поверхности, так и под поверхностью женских взаимодействий. Время от времени Холл предлагает просто взглянуть на альтернативную точку зрения. Зрители наблюдают, как Ирэн наблюдает за Клэр издалека, ревность появляется на ее лице, когда Клэр общается с мужем Ирэн Брайаном. Однако другие ракурсы на мгновение предполагают, что Ирэн, возможно, воображает близкие, кокетливые отношения между Клэр и Брайаном. Роман Ларсена часто подробно описывает недоверие Ирэн к Клэр. Образцовое актерское мастерство и режиссура олицетворяют внутренние монологи Ирэн на страницах.
В фильме также подчеркивается психологическое напряжение за счет смены персонажей. Во время сцены, когда Ирэн впервые в романе входит в роскошный дом Клэр, к дуэту присоединяется еще одна женщина смешанной расы. Ирэн удивлена присутствием женщины, почти завидуя тому, что другой человек мешает ей проводить время с Клэр. Эти чувства только дополняют множество текстовых импликаций, которые Ирэн выдает за натуральную женщину. Примечательно, однако, что эта женщина присутствует, когда муж Клэр Джек выражает свою ненависть к чернокожим и называет Клэр частичным оскорблением как «прозвище». После инцидента Ирэн и женщина обсуждают свой шок от поведения Джека и стремление Клэр уйти из жизни, когда она вышла замуж за яростного расиста. Женщина обеспечивает отдушину для Ирэн. Они выражают свои общие, сдерживаемые чувства, зная, что их опыт не был единственным.
С другой стороны, фильм сокращает эту сцену с четырех до трех, полностью исключая другую женщину. Только Клэр и Ирэн обмениваются невыраженными реакциями через проницательный зрительный контакт. Без дополнительного человека и без того, чтобы у Айрин был кто-то еще, чтобы подтвердить ее чувства, сцена оттачивает фокус. В одиночестве Ирэн должна следить за своим выражением лица, пока она, наконец, не выйдет из дома. Напряжение движется вверх без реального апогея. Никакого катарсиса для Ирэн в фильме нет, только ужас.
Другое изменение характера - изменение личности - между медиумами связано с Брайаном, мужем Ирэн. Роман Ларсена рисует Брайана в гораздо более резком свете. Там он отстранен, легко раздражается на Ирэн. Брэйн рассказывает о переезде в Южную Америку и выражает постоянное разочарование по поводу того, что он чернокожий, что мешает ему найти хорошо оплачиваемую работу врачом. Он делает эти заявления и в фильме, но в книге его гнев проявляется в пиках. Непростые отношения Ирэн и Брайана вызывают у нее раздражение и склонность к дальнейшей ревности, когда она видит в Клэр угрозу их браку. Более того, Ларсен пишет, что действия Брайана по отношению к Айрин и их детям заставляют ее думать о материнстве как о «проклятии». Смятение сочится со страниц «Прохождения Ларсена».
Холл более дружелюбно изображает Брайана в экранизации. Зрителей приглашают в сцены их личных спален, где они обсуждают свой брак, детей и Клэр без злого умысла. Брайан действительно меняется - по крайней мере, с точки зрения Ирэн - от измученного до более веселого, когда Клэр делает свое присутствие известным в их доме. Тем не менее, ревность, которую испытывает Айрин, сильно влияет на зрителей, потому что Брайан производит впечатление такого добродушного. Различия в характере Брайана в конечном итоге меняют то, как мы реагируем на характер Ирэн. Ее чувства более оправданы, если Брайан хороший парень, а не более злой? Принимаем ли мы сторону Айрин больше, когда Брайан проявляет более добрые качества? Или мы более склонны понимать точку зрения Ирэн, когда она не в лучших отношениях со своим мужем? Обе версии заставляют нас задуматься, а значит, обе делают свою работу, вызывая реакцию. Но зрители также должны принимать во внимание скрытую сексуальность Айрин, когда анализируют ее обиженное отношение к Брайану.
С точки зрения адаптации откровенно веселого подтекста романа Ларсена, «Прохождение Холла» тщательно подходит к предмету. Ларсен не уклоняется от того, чтобы указать на влечение Ирэн к Клэр. В фильме между женщинами часто происходят украдкой взгляды. Их губы часто кажутся полуоткрытыми, как будто они хотят произнести слова, застрявшие у них во рту. На карту поставлен хрупкий баланс, и Ирэн доказывает, что сделает все, чтобы не нарушить порядок вещей. Айрин не сойдет за белую, и она никогда не признает, что проходит с точки зрения своей сексуальности. Чувственная игра актеров Тессы Томпсон и Рут Негга безупречна. Их высококлассная игра передает тонкие границы между Ирэн и Клэр, выражая эти романтические нюансы и подавляя их влечение. Обертон фильма ясен, даже несмотря на то, что он имеет более тонкий уклон в сторону передачи этого «преходящего» оттенка, который книга интуитивно передает.
Фильм Ребекки Холл тесно связан с романом Неллы Ларсен, привнося в него современные аспекты. Прохождение показывает, как желание, ограниченное восприятие и личное просветление меняют то, как мы воспринимаем других и самих себя. Оба медиума рассказывают резонансную историю о расе и ловушках отказа от тех частей нашей идентичности, которые формируют нас как личности.