Мы знаем, что убивать плохо. Безвозвратно ужасно, страшно и трудно уложить в голове. Мы знаем, что этого делать нельзя, и мы знаем, что должны по-настоящему бояться этого. Смерть - достаточно сложное понятие, чтобы попытаться с ним смириться в лучшие времена, но убийство? Что ж, это совсем другой котелок с рыбой, от которого волосы на затылке дрожат.
Тем не менее, несмотря на то, что мы знаем, что все это правда, мы все действительно очарованы этим. Между «Созданием убийцы» и «Охотником за разумом» одним из самых популярных жанров на Netflix за последние пару лет должно быть настоящее преступление. Будь то драма или документальный фильм, если он рассказывает грустную, навязчивую историю чьей-то смерти от рук другого человека, скорее всего, мы его уже смотрели. И тенденция, конечно же, не останавливается на Netflix. BBC iPlayer выпустила немало документальных драм об убийствах, и наши поездки на работу были отмечены такими сериалами, как «Серийный» и «Грязный Джон». Так что же такого в такой ужасной и расстраивающей теме, что заставляет нас возвращаться снова и снова?
С точки зрения психологии, наш интерес к убийцам - серийным убийцам, в частности, о чем так часто говорят подобные шоу - может быть обусловлен рядом причин. Криминолог Скотт Бонн, который также ведет блог Psychology Today, считает, что это может иметь какое-то отношение к нашему более широкому увлечению насилием в целом: «Серийные убийцы волнуют и дразнят людей так же, как дорожно-транспортные происшествия, крушения поездов или стихийные бедствия. Очарованность публики ими можно рассматривать как специфическое проявление ее более общей фиксации на насилии и бедствиях». Что в основном означает, что мы вовлечены в драматическое зрелище всего этого только для того, чтобы понять, что реальность настолько ужасна, что мы не можем отвести взгляд.
Размышлять об этом может быть немного удручающе, но Скотт продолжает объяснять, что мы получаем заряд адреналина «в награду» за то, что наблюдаем, как разыгрывается акт убийства. И именно эта порция адреналина может объяснить, почему, хотя мы прекрасно понимаем, что настоящая криминальная драма будет грязной, страшной, грустной и, возможно, довольно депрессивной, мы все равно настроимся на следующий эпизод. «Если вы сомневаетесь в вызывающей привыкание силе адреналина, подумайте об ищущем острых ощущений ребенке, который будет кататься на американских горках снова и снова, пока ему или ей не станет физически плохо», - объясняет он. «Эйфорическое воздействие серийных убийц на человеческие эмоции подобно американским горкам или стихийным бедствиям».
По общему признанию, мысль о получении каких-либо ощущений, отдаленно напоминающих удовольствие от наблюдения за серийными убийствами, разыгрываемыми на экране, вызывает у меня легкую тошноту, но это поддается моей собственной теории о том, что должно быть какое-то эмоциональное тянет к этим почти невероятным историям о поведении, которое кажется нам таким чуждым. Может быть, это наше отчаяние, чтобы понять, почему кто-то совершает убийство и что может привести вас к такому моменту, из-за которого нам трудно отвернуться?
Интересно, что еще в 2010 году исследование, проведенное Social Psychological and Personality Science, показало, что женщины гораздо чаще становятся поклонниками настоящих преступников, и по какой-то причине это меня не удивляет. Жертвами историй, которые пересказываются и переосмысливаются в «развлекательных» целях, довольно часто становятся женщины. Наша тяга к истинному преступлению становится еще более неотъемлемым, если мы примем тот факт, что есть исследования, предполагающие наличие гендерных контрастов с самой концепцией страха. Женщины чаще, чем не жертвы, обычно (и это понятно) питают больше страха и беспокойства, чем мужчины, и их больше привлекают истории преступлений и убийств, чем наши коллеги-мужчины. Все это очень циклично, и поэтому предположение о том, что женщины тянутся к этим историям как к подсознательному способу подготовиться к реальным угрозам, не испытывая их на самом деле слишком близко к дому, на самом деле имеет большой смысл.
Очевидно, что другая менее эмоционально продуманная причина, по которой мы не можем насытиться настоящими преступлениями, заключается просто в том, что это действительно интересно и почти невозможно не заинтересоваться. И, конечно же, если мы посмотрим на самодельную детективную трактовку сериалов, которую мы так привязали к ним, мы обнаружим элемент «веселья» в наших попытках выяснить, кто это (и почему) до того, как большое открытие в конце. По словам Скотта, «просмотр сериалов о реальных преступлениях доставляет искателям острых ощущений взрослому удовольствие от совести». ужасающей может быть концепция, которая, вероятно, позволяет нам отстраниться и наслаждаться шоу как шоу, в отличие от пересказа удручающе ужасного убийства, которое действительно произошло.