Эрих фон Дэникен впервые популяризировал теорию древних астронавтов еще в 1968 году, выпустив свою противоречивую книгу «Колесницы богов?», в которой предполагалось, что человеческая цивилизация находилась под влиянием инопланетян, которые вдохновили примитивные религии. Хотя книга подверглась резкой критике со стороны академиков из-за вводящего в заблуждение представления законных исторических открытий, ее популярность привела ко всему, от сенсационных телешоу до онлайн-групп заговора, и многие люди стали одержимы этой своеобразной псевдонаукой.
Древние инопланетяне объяснили бы многие совпадения и несоответствия в истории нашего вида, поэтому вполне логично, что люди были бы очарованы идеей, которая действует как мост между верой и наукой, смешивая традиционную эволюцию с намеками на креационизм. Хотя появление фейковых новостей и отрицателей науки сделало конспирологические дискуссии предметом споров, вы должны признать, что эти концепции создают убедительные жанровые повествования. В конце концов, отличительной чертой хорошей научной фантастики является использование футуристических технологий и второстепенных теорий для исследования сугубо человеческих понятий, таких как вера и экзистенциализм, поэтому само собой разумеется, что Древние астронавты стали частью популярной фантастики.
И, как мне кажется, есть один конкретный фильм, который выделяется пугающим использованием этой концепции, и это был бы скандальный приквел Ридли Скотта, Прометей . Прошло десять лет с тех пор, как я впервые посмотрел его в кинотеатрах, но я до сих пор оглядываюсь на этот фильм со смесью удивления и восхищения. Не поймите меня неправильно, фильм нельзя назвать шедевром при любом раскладе воображения, он страдает от неуклюжего сценария, сомнительных последовательностей действий и некоторой поверхностной работы персонажей, но картина построена вокруг серии животрепещущих вопросов, которые все еще находят отклик вот уже 10 лет. позже, поэтому я хотел бы поговорить об этом.
Продолжение фильма 1997 года «Воскресение пришельцев» фактически находилось в разработке с 2002 года, когда Джеймс Кэмерон обратился к сэру Ридли Скотту с намерением создать следующую главу в саге Эллен Рипли об уничтожении ксеноморфов. Эти планы в конечном итоге были отменены, когда Фокс решил сосредоточиться на разработке «Чужого против Хищника», что привело к ссоре с Кэмероном. Тем не менее, семена этого несделанного проекта в конечном итоге привели к тому, что Джон Спэйхтс написал Alien: Engineers в 2009 году, и этот сценарий стал предшественником Prometheus.
Возможно, он не полностью превосходит конечный продукт, но я настоятельно рекомендую проверить этот оригинальный сценарий, так как он имеет немного больше смысла, чем окончательный вариант, а некоторые части набора страшнее. Инженеры на самом деле привели непосредственно к событиям «Чужого» 1979 года, добавив лавкрафтовский оттенок к происхождению как человечества, так и ксеноморфов, поскольку он заполнил некоторые пробелы, оставленные оригинальной серией. Фактически, история была настолько лавкрафтовской, что эта постановка закончилась тем, что саботировала предложенную Гильермо Дель Торо адаптацию «В горах безумия», в которой были почти идентичные боевые сцены и повороты сюжета.
Нельзя отрицать влияние Лавкрафта на этот фильм.
Однако Скотт проконсультировался с одним из создателей Lost Деймоном Линделофом перед началом производства, и сценарист предложил пересмотреть проект и сделать его только спин-оффом с открытым финалом. косвенно связано с фильмами об инопланетянах. Не желая повторяться, Скотт в конце концов согласился, наняв Линделофа, чтобы он вместе с ним переработал историю в течение следующих нескольких месяцев. Хотя у меня есть несколько возражений по поводу изменений, внесенных в сценарий Спайхтса, даже я должен признать, что сделать Прометея самостоятельным было правильным шагом.
Несмотря на это, общий сюжет готового фильма практически не изменился. Он по-прежнему следовал за группой ученых, путешествующих на далекую планету после того, как археологи обнаружили ряд подсказок, предполагающих, что инопланетяне посещали человечество в прошлом, оставив после себя звездные карты, чтобы однажды они могли вступить в контакт. Эта экспедиция, финансируемая Вейландом (до Ютани), в конечном итоге приводит команду в кроличью нору, вдохновленную древними инопланетянами, поскольку они обнаруживают зловещие намерения, которые эти инопланетные инженеры имели для нашего вида.
Попутно история использует несколько религиозных отсылок, включая все, от ужасающих девственных рождений до мультикультурных мифов о сотворении мира и даже намекая на теорию заговора об Инопланетном Иисусе. Хотя эта важная часть знаний вырезана из законченного фильма, Скотт позже признал, что одним из главных мотивов Желания истребить человечество Инженеров было распятие Иисуса Христа, который, по-видимому, был мирным инопланетным эмиссаром, посланным высшим видом помогите нам в нашей космической эволюции.
Хотя удаление такой спорной идеи имеет смысл с маркетинговой точки зрения, очень жаль, что Скотту не позволили выложиться по полной с этими бредовыми сумасшедшими теориями. Режиссер явно увлечен религиозными и экзистенциальными темами, и даже если вы не поклонник «Прометея», вы должны признать, что это смелые идеи для исследования в высокобюджетном блокбастере. Скотт даже пересматривал некоторые из этих идей позже в «Чужом: Завет» (еще одна недооцененная научная фантастика/хоррор, которая заслуживает собственной переоценки) и в трагически недооцененном сериале HBO «Воспитанные волками».
Prometheus на самом деле до краев заполнен отсылками к другим работам Скотта, с некоторыми элементами научной фантастики, восходящими к «Бегущему по лезвию». Мотивация Вейланда «Я хочу больше жизни» явно является отсылкой к Рою Бэтти Рутгера Хауэра, а весь характер Майкла Фассбендера кажется отсылкой к темам, затронутым в культовом романе Филиппа К. Адаптация Дик. Хотя технически Дэвид не является репликантом, дополнительные материалы к фильму намекают на то, что корпорации Weyland и Tyrell когда-то соревновались в создании синтетической жизни, помещая две франшизы в одну и ту же вселенную.
Дэвид - настоящая звезда шоу.
Помимо эзотерической истории, остальная часть фильма также является мастерским достижением в кинопроизводстве. Благодаря царственному влиянию сэра Ридли Скотта, этот насыщенный научно-фантастический триллер может похвастаться удивительно звездным актерским составом, в котором участвуют такие персонажи, как Нуми Рапас, Шарлиз Терон, Идрис Эльба и всеми любимый Бенедикт Вонг Даже стереоскопическая фотография первоклассная, а Дариуш Вольски делает этот фильм одним из самых впечатляющих 3D-фильмов, снятых на свете.
Элементы ужасов также весьма эффективны, со зловещими штрихами, такими как композитор Марк Штрейтенфельд, заставляющий оркестр играть его партитуру (и неиспользованный Алан Сильвестрикомпозиций) назад, а затем переворачивая музыку так, чтобы в финальном фильме она звучала жутковато. Этот творческий подход к ужасам фильма также распространяется на его визуальный дизайн, поскольку производственная группа изначально хотела избежать копирования культовых визуальных эффектов Г. Р. Гигера. Однако вскоре они поняли, что невозможно уйти от биомеханических кошмаров художника при разработке чего-либо, связанного с ксеноморфами, поэтому Гигера неизбежно привлекли к работе в качестве консультанта. На самом деле «Прометей» - последний фильм, в котором швейцарский художник извлек выгоду, а Гигер внес свой вклад в проект с несколькими новыми внеземными проектами.

Эти качества не совсем оправдывают печально известные промахи, такие как участие Рапаса в интенсивных боевых действиях через несколько минут после ужасной операции, или менее умные моменты, такие как предполагаемые эксперты, подвергающие опасности всю экспедицию из-за непрофессионального поведения, но я твердо верю, что творческий замысел здесь затмевает недостатки фильма. Если подумать, эти недостатки выделяются только потому, что окружающие их фильмы чертовски хороши, а не потому, что они портят впечатления.
Честно говоря, единственная проблема, которая меня действительно здесь беспокоит, это раздутый ансамбль, который не позволяет талантливым драматургам вроде Эльбы и Гая Пирса полностью раскрыть свои, по общему признанию, интересные персонажи. Чрезмерная зависимость от дополнительных материалов, таких как вирусная маркетинговая кампания (которая привела к созданию серии блестящих короткометражных фильмов и рекламы во вселенной), чтобы полностью понять историю, также немного раздражает, особенно когда так много классных концепций и дизайнов монстров оказались на пол раскройной комнаты.
Хотя забавно размышлять о фильме, которым мог бы быть Прометей, я все же думаю, что это чудо фильма, несмотря на многочисленные недостатки. Это определенно самое творческое свойство франшизы «Чужой» со времен оригинала 1979 года, и я думаю, что репутация приквела как упущенной возможности в основном неоправданна. В мире, где интересная интеллектуальная собственность обычно тратится на скучные повторения, Скотту каким-то образом удалось подарить нам интеллектуальный самостоятельный триллер, который по-прежнему может похвастаться множеством удовольствий для заядлых фанатов «Чужого», и именно поэтому его все еще стоит пересмотреть спустя 10 лет и позже..