Адаптации для большого экрана сложны - как сделать, так и просмотреть. Для режиссера задача состоит в том, чтобы попытаться уловить дух исходного материала, но при этом рассказать историю, которая работает сама по себе. Для рецензента важно определить, насколько хорошо режиссер сбалансировал эти две конкурирующие цели, а если нет, то имеет ли это значение в конечном счете.
Все это подводит нас к Uncharted, новому живому переосмыслению Sony Pictures знаменитой одноименной серии видеоигр Naughty Dog. Во многих смыслах этот фильм является воплощением дихотомии, лежащей в основе каждой адаптации, - противоречивая потребность быть одновременно одинаковым и отличным от того, что уже существует. И оказывается, что Uncharted как самостоятельный фильм можно пройти (хотя бы просто), но как кинематографический пересказ оригинальных игр он не совсем соответствует действительности.
Честно говоря, режиссер Рубен Флейшер и сценаристы Рэйф Ли Джадкинс, Арт Маркум и Мэтт Холлоуэй явно пытались перенести ключевые элементы формулы Uncharted на экран. Как и в играх, в фильме приветливый вор Натан Дрейк (Том Холланд) и его наставник Салли (Марк Уолберг) путешествуют по миру в поисках мифического потерянного состояния (здесь это золотой запас Магеллана). По пути паре приходится сражаться с соперничающими охотниками за сокровищами, в том числе с обманчивой потенциальной союзницей Хлоей Фрейзер (София Али) и безжалостным миллиардером Монкадой (Антонио Бандерас) и его правой рукой Брэддоком (Тати Габриэль). Есть острые ощущения, разливы и немного романтики, и все это завершается менее чем за два часа.
Это безобидное развлечение, которое выигрывает от прочной базовой структуры и быстрого темпа. Тем не менее, даже для приключенческого боевика сюжет Uncharted кажется на удивление тонким и небрежным, особенно если учесть, что оригинальные видеоигры Naughty Dog славятся не только сильным повествованием, но и кинематографическими устремлениями. Здесь точки сюжета отмечены галочками, как цели в видеоигре - один из способов, которым Uncharted на самом деле удается слишком близко подойти к исходному материалу.
Это лишает Uncharted чувства захватывающего дух чуда, на которое он явно нацелен. Наблюдение за тем, как Индиана Джонс, на которого Натан Дрейк оказал наибольшее влияние, решает дьявольские древние головоломки, казалось откровением, в то время как наблюдение за тем, как Дрейк совершает аналогичные подвиги дедукции, совершенно не впечатляет. Стивен Спилберг и Джордж Лукас позаботились о том, чтобы у нас всегда было окно в мыслительные процессы Инди, поэтому казалось, что мы расшифровывали подсказки вместе с ним. Флейшер, Джадкинс, Маркум и Холлоуэй мелькают или даже полностью опускают собственную интеллектуальную беготню Дрейка, и в результате конечная отдача гораздо менее удовлетворительна.
То же самое относится и к элементам набора действий Uncharted. Флейшер явно смоделировал эти эпизоды на основе бесшабашных выходок, вдохновленных утренниками, которые определили франшизу об Индиане Джонсе, однако Uncharted отдает предпочтение невесомому зрелищу, основанному на компьютерной графике, а не практическим трюкам, необходимым для продажи таких чрезмерных махинаций. И когда Холланд и Уолберг, наконец, получают шанс по-настоящему совершить смертельный прыжок или нанести сильный правый хук, все это кажется слишком гладким - нет ни одной грязной, лоскутной атмосферы, которая определяла фильмы Uncharted. так отчаянно пытаясь подражать.
Но, прежде всего, Uncharted действительно терпит неудачу - как отдельный фильм, так и как адаптация - в том, чтобы рассказывать историю, в которую мы можем должным образом вникнуть. По общему признанию, Флейшер, Джадкинс, Маркам и Холлоуэй действительно пытаются заставить нас заботиться о Дрейке, Салли и их большом приключении. И у Дрейка, и у Салли есть (очень) базовые арки персонажей, в которых они пытаются решить свои проблемы с доверием, и трагическая предыстория Дрейка - им движет не жадность, а скорее перспектива воссоединения со своим давно потерянным братом. эмоциональное измерение поиска сокровищ Uncharted. Но ни один из этих битов не попал в цель, несмотря на целеустремленное исполнение Холланда и Уолберга.
Холланд, в частности, действительно выкладывается на полную в Uncharted, направляя всю силу своей привлекательной энергии и впечатляющей физической формы в образе Натана Дрейка - так что жаль, что он также безнадежно ошибся. Вместо рослого 30-летнего мошенника из видеоигр 25-летний Холланд играет Дрейка как более дерзкую, чуть менее принципиальную вариацию своего персонажа Питера Паркера из фильмов Marvel о Человеке-пауке. Надо отдать должное, Uncharted копирует множество несоответствий между пиксельным и живым воплощениями Дрейка (как же иначе?), однако даже не геймеры будут съеживаться при виде свежолицего, более скромного телосложения. Холланд берет на себя роль, явно предназначенную для звезды боевиков Харрисона Форда.
Напротив, Уолберг более убедителен в роли Салли. Правда, он не больше похож на Салли, чем Холланд на Дрейка, но он несколько ближе к тому, чтобы вызвать присутствие Салли, как показано в играх. Что еще более важно, Уолберг разделяет сильную химию с Холландом, и подшучивания между ними - большая часть из них построена вокруг того, что 50-летний Уолберг стареет в глазах его юного коллеги по фильму - это самое близкое, что мы подошли к созданию настоящего эмоциональная связь с этими персонажами и их историей.
Остальные актеры живут плохо по сравнению с ними. София Али получает баллы за свое внешнее сходство с Хлоей Фрейзер из игр Uncharted, но она не совсем разделяет искру с Холландом и не привносит ничего другого, кроме того, что является - по крайней мере, для ушей этого австралийского обозревателя - самый мучительно широкий искусственный австралийский акцент за последнее время. Кроме того, есть Антонио Бандерас и Тати Габриель, чьи немалые таланты тратятся впустую в роли незапоминающихся стандартных злодеев Uncharted, тонко набросанных взглядов на титулованных в жанре богатых парней и хриплых роковых женщин..
Это еще не все, что кажется потраченным впустую в Uncharted, так как даже потрясающие локации фильма не получают должного внимания. Оператор-постановщик Чанг-хун Чанг сделал так, что Берлин (заменяющий Нью-Йорк), Барселону и Коста-Брава (удвоенный для нескольких мест в Юго-Восточной Азии) выглядят великолепно, как и следовало ожидать. Тем не менее, за исключением нескольких установочных кадров, Флейшер никогда не дает нам никакого представления об этих местах как о реальной, обжитой среде, и - за исключением одного примечательного исключения, связанного с парой пиратских кораблей в воздухе в конце игры - не делает ничего чрезмерно изобретательного с их так, как, скажем, в фильме о Бонде. Вы не можете не чувствовать, что мы заслужили большего.
Похоже, это тоже будет. Uncharted завершается дуэтом обязательных сцен после титров, намекающих на грядущий сиквел. Итак, мы надеемся, что всякий раз, когда Uncharted 2, наконец, появится, участники проложат курс, отличный от того, который Флейшер, его актеры и команда проложили здесь.
Вердикт
Приключенческого боевика Uncharted может быть достаточно, чтобы покорить кинозрителей, жаждущих острых ощущений, но поклонникам серии видеоигр Naughty Dog следует искать счастья в другом месте. 4.5