Франшиза Silent Night, Deadly Night - одна из самых странных и смелых в жанре ужасов. Он дико неравномерен по тону и качеству, колеблясь между смертельно серьезным и высоким лагерем, головокружительной высотой и самой низкой глубиной, часто в одном и том же фильме. Но начиная с пресловутого оригинала и заканчивая сумасшедшим финалом, транслируемым прямо на видео, сериал, без сомнения, является одним из самых уникальных в жанре ужасов.
Хотя все начинается с относительно простой предпосылки о травмированном человеке, который в костюме Санта-Клауса щелкает и начинает убивать, сериал быстро слетает с рельсов в одну из самых причудливых, творческих и развлекательных территорий. любой праздничный фильм ужасов, когда-либо созданный.
Непослушный

Оригинальный фильм был последним в длинной череде слэшеров на праздничную тематику, начатых Черным Рождеством и Хэллоуином, за которыми последовали пятница 13th, My Bloody Валентина, Новогоднее Зло, День Матери и многое другое. Однако, в отличие от многих из этих фильмов, «Тихая ночь», «Смертельная ночь» следует за убийцей, а не за жертвами. Это определяет психологию Билли, давая ему много предыстории, начиная с одной из самых тревожных сцен детской травмы в хорроре: визита к дедушке, которого незабываемо сыграл Уилл Хэйр «Сочельник - это самая страшная чертова ночь в году, - предупреждает он юного Билли, а затем добавляет, - если ты сегодня увидишь Санта-Клауса, тебе лучше бежать, мальчик. Тебе лучше бежать, спасая свою жизнь», прежде чем вернуться в кататоническое состояние.
Эта детская травма усугубляется до невыносимой степени, когда он становится свидетелем жестокого убийства своих родителей преступником, одетым как Санта. Затем он и его младший брат Рики сталкиваются с дальнейшими мучениями, когда их переводят в приют Святой Марии для детей-сирот, где Билли регулярно наказывает настоятельница (Лилиан Шовен). Указы «наказание является абсолютным. Наказание необходимо. Наказание - это хорошо», - годами вдалбливались в его сознание под ее железной рукой.
Когда ему исполняется восемнадцать, Билли (Роберт Брайан Уилсон) устраивается на работу в магазин игрушек. Однако, когда его босс заставил его сыграть Санту, вся эта детская травма и тоска, которые подавлялись с раннего детства, взрываются, и он совершает одно из самых жестоких убийств среди всех слэшеров. Некоторые из наиболее запоминающихся убийств включают в себя удушение коллеги рождественскими гирляндами, удар молотком по голове его босса и обезглавливание хулигана топором на санях. Самое известное убийство - одно из самых знаковых во всех фильмах ужасов, когда едва одетая Линнеа Куигли пронзает стойку рогов. В фильме также есть не один, а два мужчины в костюмах Санты, застреленные на глазах у детей, а еще один получил удар по лицу. Это дико, кроваво, злобно и примерно так же далеко, как и слэшеры 80-х. Это также очень весело, наполнено незабываемыми эпизодами, цитируемыми строками и черным как смоль юмором, которые способствовали его печально известной репутации.
Еще более печально известным, чем сам фильм, является полемика, разгоревшаяся вокруг него в ноябре 1984 года. Группы родителей, религиозные организации, знаменитости, такие как Микки Руни, и критики, такие какGene Siskel и Roger Ebert выступили в полную силу против фильма, утверждая, что он наносит вред детям. Сискель назвал его (наряду с I Spit on Your Grave - 1978) «одним из двух самых отвратительных фильмов, которые я видел», а прибыль - «кровавыми деньгами». Нет никаких сомнений в том, что «Тихая ночь, смертельная ночь» - один из самых подлых слэшеров 80-х, но именно маркетинг фильма привел к самым непосредственным спорам. Телевизионные ролики с кадрами Санты с ружьем и Билли в полном снаряжении с топором показывались во время футбольных матчей и в часы семейного просмотра в прайм-тайм. Tri-Star в конце концов уступил давлению и снял фильм с кинотеатров через две недели, но к тому времени фильм уже принес прибыль, в немалой степени из-за разногласий. Когда он был выпущен на домашнем видео, он нашел самую широкую аудиторию и начал свое восхождение как культовая классика.
День мусора

Silent Night, Deadly Night пришлась как раз на конец первой волны слэшеров, и протесты вокруг нее, по-видимому, забили гвоздь в гроб этого поджанра. К счастью для поклонников ужасов, творческий и сложный фильм, выпущенный в тот же день, что и SNDN, вдохнет новую жизнь в ужасы: «Кошмар на улице Вязов» Уэса Крэйвена. Если бы не «Кошмар» и его первые два очень успешных сиквела, возможно, никогда не было бы возвращения к этой франшизе или нескольким другим, которые получили свои первые сиквелы в конце 80-х. Тихая ночь, смертельная ночь, часть 2 - очень странная запись в сериале, в которой есть как лучшие, так и худшие моменты. Он известен тем, что в основном состоит из кадров из первого фильма, и даже большая часть новых кадров повторяет оригинал. Тем не менее, он делает это с твердо прижатым к щеке языком и большим блеском в глазах.
Фильм начинается с того, что младший брат Билли Рикки (Эрик Фриман) рассказывает о событиях первой прогулки, даже о тех, которых он не видел или, по-видимому, помнит с младенчества. Когда история первого фильма исчерпана и история Рики берет верх, фильм действительно взлетает. Мы узнаем, что красный цвет оказывает на него действие, подобное маньчжурскому кандидату, пробуждая его травмы и подталкивая к убийству. Во второй половине фильма есть несколько творческих убийств, в том числе одно с помощью зонтика, а другое с помощью набора соединительных кабелей. Это приводит к самому культовому эпизоду фильма: запоминающейся стрельбе Рики и произнесению фразы «день мусора». Последний акт фильма в доме игуменьи (666 - странный выбор для монахини) вдохновлен безумием.
Эрик Фриман в роли Рики демонстрирует одно из самых запоминающихся выступлений в истории ужасов, не оставляя без внимания ни одного пейзажа и демонстрируя первоклассную игру бровей. Фильм относится к себе гораздо менее серьезно, чем многие фильмы франшизы, что делает его, пожалуй, самым забавным. Было бы преувеличением назвать его «хорошим», но он, безусловно, интересный и мой личный фаворит из всех.
Морпехи

К третьему выпуску стало ясно, что франшиза не особенно прибыльна на большом экране, поэтому продюсеры решили обойти этот этап (наряду с ужасными отзывами, полученными первыми двумя) и сразу перейти к видео. Выбор этого пути был логичным, так как именно здесь всегда процветали фильмы SNDN. К концу 80-х и началу 90-х титры с прямой трансляцией в видео стали более распространенными в жанре ужасов и нашли довольно культовую аудиторию.
Silent Night, Deadly Night III: Better Watch Out - странная смесь слэшера, фильма о Франкенштейне, «Кошмара на улице Вязов» и «Дождись темноты». В нем Рики, которого сейчас играет Билл Мозли, пробуждается от комы благодаря своей психической связи с молодой слепой женщиной по имени Лаура (Саманта Скалли). Мозг Рики был реконструирован доктором Ньюбери (Ричард Беймер из оригинальной Вестсайдской истории) и теперь виден под стеклянным куполом, закрывающим верхнюю часть его головы. Рики сбегает и, благодаря психической связи между ними, следует за Лорой вместе с ее братом и его девушкой в уединенный дом ее бабушки. Доктор Ньюбери преследует Рикки с помощью лейтенанта полиции Коннели, которого играет Роберт Калп, у которого, по-видимому, есть подработка по продаже тарифных планов сотовой связи.
Фильм относится к себе намного серьезнее, чем любой из его предшественников, странный выбор, учитывая, что у убийцы на голове банка. Единственным исключением является Калп, который полностью понимает фильм, в котором он снимается, и, кажется, отлично проводит время. В целом, фильм представляет собой в основном шаблонный слэшер с несколькими сюрпризами и гонзо-творческими штрихами по пути. Явная дерзость превращения Рикки в нечто среднее между Майклом Майерсом и монстром Франкенштейна делает фильм, по крайней мере, достойным внимания.
Жуков и девушек Бонда

Четвертая часть, Silent Night, Deadly Night 4: Initiation, представляет собой Хэллоуин III франшизы Silent Night, Deadly Night. Он действительно не имеет ничего общего с убийцами из предыдущих фильмов и имеет дело с древними культами и колдовством. Если позаимствовать фразу Томми Ли Уоллеса, режиссера «Хэллоуина III», то это скорее «стручковый» фильм, чем «ножевой».
В главной роли Нейт Хантер в роли Ким, начинающего репортера небольшой лос-анджелесской газеты, которая берет на себя расследование загадочной смерти, очевидно, в результате самовозгорания. Во время поисков она встречает владельца книжного магазина по имени Фима, которого играет Человек с золотым пистолетом и Осьминог, девушка Бонда Мод Адамс Оттуда нас угощают языческими ритуалами, кусают ахиллесову пяту, множество тупых практических эффектов, любезно предоставленных Screaming Mad George, и Клинтом Ховардом в роли персонажа по имени Рики, который, вероятно, не является (хотя может быть) продолжением персонажа из предыдущих фильмов.
Initiation - самый безумный фильм серии, за исключением, возможно, последнего акта второй части. Тот факт, что это происходит на Рождество, довольно второстепенен по отношению к истории, создавая у зрителя ощущение, что она, вероятно, была написана как отдельный проект и привита к франшизе. Режиссер Брайан Юзна по пятам Общество и Невеста реаниматора, фильм имеет много больших идей и диких эффектов, но и явно меньший бюджет, чем у любого из этих фильмов. Несмотря на свои ограничения, в «Посвящении» есть несколько потрясающих моментов, и он возвращает веселье из более ранних фильмов.
Пиноккио

Возможно, самым большим сюрпризом оригинальной франшизы SNDN является то, что она заканчивается на такой высокой ноте пятой частью: Silent Night, Deadly Night 5: The Toy Maker. Как и «Посвящение», он не связан ни с одной другой частью франшизы, но он охватывает праздничный сезон больше, чем любой другой в серии, начиная с первой. На самом деле, это действительно единственный фильм, помимо оригинала, действие которого должно происходить на Рождество как неотъемлемый элемент истории. Его регулярные ссылки на Пиноккио делают его чем-то вроде темной и запутанной сказки, придавая ему мифический характер даже в его довольно ограниченном пространстве и временных рамках.
Молодой Дерек (Уильям Торн) просыпается однажды ночью незадолго до Рождества и обнаруживает адресованный ему завернутый подарок, оставленный за входной дверью его дома. Затем он становится свидетелем того, как его отца убивает игрушечный Санта, который был внутри коробки. Всего две недели спустя его мать, кажется, уже начала двигаться дальше, но Дерек не произнес ни слова после травматического инцидента. Она ведет мальчика в магазин игрушек Петто в надежде, что ему станет лучше. В одном из моментов ужасов, способных стать мемами «как это началось - как это происходит», откровенный противник оригинального фильма Микки Руни играет Джо Петто, титулованного производителя игрушек. По ходу фильма несколько игрушек-убийц находят путь к разным жертвам и убивают их незабываемыми способами. Наполненный неправильными указаниями и отвлекающими маневрами, «Мастер игрушек» - это не только развлекательный праздничный фильм ужасов, но и довольно эффектный детектив, кульминацией которого является причудливое и запоминающееся финальное разоблачение.
В фильме также есть несколько шуток и отсылок к предыдущему фильму, в том числе три актера из него: Нейт Хантер, Клинт Ховард и Конан Юзна все играют персонажи с одинаковыми имя как Посвящение, но решительно отличается во всех остальных отношениях. Игрушка «Ларри-личинки» также является явной отсылкой к личинкам гигантских жуков в «Посвящении», а маленькая девочка, сидящая на коленях у Санты, просит у него «кассету Невесты Реаниматора», отсылка к Брайану Юзна. Подобные мета-детали являются чем-то вроде постоянной шутки во всей франшизе. Начиная со 2-й части, персонажи каждого из фильмов просматривают отрывки из предыдущей части либо на киноэкране, либо по телевизору. Это особенно умопомрачительно во втором фильме, где Рики и его подруга Дженнифер (Элизабет Кейтон), по-видимому, смотрят «Тихая ночь, смертельная ночь», хотя они живут в прямом продолжении этого фильма..
Именно такие причуды делают эту странную франшизу такой милой. В лучшем случае это позволяет нам пошутить и хорошо провести время. С годами все пять фильмов продолжали приобретать культовый статус, а оригинал обычно считался важным слэшером в каноне ужасов. В каждом фильме есть свои прелести и свои недостатки, но все они необходимы для праздничного просмотра ужасов. Как ни странно, они немного напоминают мне елочные игрушки, которые я делал в детстве. Некоторые получились довольно хорошими, а другие немного деформированными, но каждый год все они оказываются на дереве. Фильмы «Тихая ночь, смертельная ночь», возможно, не совсем шедевры, но они, безусловно, являются ключевыми элементами любой традиции праздничного ужаса.