За последние 10 лет Европейский Союз пережил серию бедствий, каждое из которых представляло серьезную угрозу его стабильности. Во-первых, это последствия финансового кризиса 2008-2009 годов и, возможно, необдуманное введение мер жесткой экономии в отношении южных членов Союза. В сочетании с миграционным кризисом это способствовало росту популистских движений против ЕС. А потом британцы проголосовали за полный выход из ЕС.
То, что ЕС остается в значительной степени нетронутым среди всего этого, в немалой степени связано с Германией. При канцлере Ангеле Меркель Германия временами была готова нести несоразмерное бремя расходов на антикризисное управление. Он совершил то, что экономист Чарльз Киндлбергер однажды незабываемо назвал «взяточничеством и выкручиванием рук», необходимыми для поддержания на плаву таких союзов, как ЕС. И хотя ему не всегда удавалось заручиться поддержкой своей позиции среди других государств-членов (например, в кризисе с беженцами), он в определенной степени был гегемоном Европы (древнегреческий термин, обозначающий доминирующего члена союза). или конфедерация.
К сожалению, эту роль Германии все чаще приходится брать на себя в одиночку, и, как я утверждаю в своей недавно опубликованной книге, она несостоятельна. Как «первый среди равных» Германии не хватает господства или масштаба преимуществ, которые обычно существуют в гегемонистских отношениях. Ее традиционный партнер у руля ЕС, Франция, с 2008 года борется со своими собственными экономическими проблемами и отошла на второй план в проведении политики ЕС. И еще до голосования по Брекситу Великобритания, вторая по величине экономика ЕС, отделилась от внутреннего круга ЕС, оставаясь за пределами еврозоны и региона безграничных путешествий, известного как Шенгенская зона.
Более того, нежелание Германии облегчить боль экономически ограниченных государств-членов усугубило, а не ослабило кризис еврозоны, которым в конечном итоге управлял ЕЦБ, а не Германия. А отказ Германии проконсультироваться по миграционной политике привел к тому, что ряд других государств-членов ЕС сопротивлялись требованиям следовать ее позиции во время кризиса с беженцами. В целом, он не может подчинить свои собственные потребности потребностям группы в той мере, в какой это необходимо гегемону для сохранения лояльности своих партнеров.
Это означает, что если ЕС хочет пережить начало нового кризиса (или обострение уже существующего), ему потребуется более сильное, более инклюзивное руководство, чем Германия обеспечила сама по себе. Учитывая отсутствие единой европейской страны, достаточно большой, чтобы взять на себя роль гегемона, вполне вероятно, что две или более страны должны будут объединиться, чтобы сформировать гегемонистскую коалицию. Возможны три возможных варианта:
Возрожденная франко-немецкая коалиция
Воскрешение традиционного созвездия лидеров ЕС политически возможно, учитывая избрание Эммануэля Макрона президентом Франции в 2017 году и возвращение Большой коалиции немецких политических партий в 2018 году. Франко-германское сотрудничество может по-прежнему является мощной притягательной силой в ЕС, и двусторонняя франко-германская сделка часто может служить шаблоном для более крупного союзного соглашения. На этот раз, однако, вполне вероятно, что традиционные роли поменяются местами: Париж будет стремиться ускорить скорость изменений, а Германия - замедлить ее, особенно в рамках тех инициатив, которые направлены на увеличение объема финансовых переводов между государствами-членами еврозоны..
Веймарская коалиция
Хотя омоложение франко-германской коалиции кажется очевидным, оно может не оказать влияния на мобилизацию государств-членов Центральной и Восточной Европы, учитывая огромный разрыв между их видением и видением, в частности, правительства Польши и Венгрии. Расширенная коалиция, включающая Польшу, номинального партнера Франции и Германии в «Веймарском треугольнике», основанном после окончания холодной войны, могла бы иметь большую легитимность. Однако пока у власти в Польше остается консервативная и евроскептическая партия «Право и справедливость», такой коалиции не будет.
Новая Ганзейская коалиция
Третья возможная коалиция названа в честь средневековой ассоциации торговых городов, простирающейся от Нидерландов на западе до Балтийского моря на востоке. В эту коалицию войдут Германия и восемь государств-членов Северной Европы, министры финансов которых начали встречаться в начале 2018 года для обсуждения реформы еврозоны. По монетарной, фискальной и бюджетной политике ЕС эти государства ближе к Германии, чем Германия к Франции. Однако, учитывая их географическое и идеологическое положение, маловероятно, что они смогут интегрировать и мобилизовать поддержку членов Южной, Центральной и Восточной Европы или что Германия ослабит свои отношения с Францией в их пользу.
Неопределенное будущее
Каким бы ни был ее состав, любая новая гегемонистская коалиция столкнется с неопределенной задачей. Тенденция национализма и евроскептицизма, зародившаяся в 1990-х годах и набравшая силу во время недавнего кризиса с беженцами на фоне общественной оппозиции массовой интеграции и давних опасений размывания национальной идентичности и глобализма, выкристаллизовалась в крупную политическую силу.
По всей Европе националистические партии евроскептиков добились значительных успехов на выборах, в одних случаях приходя к власти, а в других становясь главным голосом оппозиции, вынуждая центристских лидеров адаптировать свою политику, чтобы вернуть себе голоса консерваторов. Несмотря на то, что сопротивление крайне правым партиям остается сильным, о чем свидетельствует победа Макрона, во Франции поддержка правой партии «Национальный фронт» выше, чем когда-либо. Если президент Макрон потерпит неудачу в своих усилиях по реформированию и омоложению французской экономики, а он вполне мог бы это сделать, крайне правые получат выгоду от его неудачи.
В Германии аналогичная ситуация. В прошлом году АдГ стала первой ультраправой партией евроскептиков, получившей места в федеральном парламенте Германии с 1953 года. Набрав 12,6% голосов, она теперь является крупнейшей оппозиционной партией страны, оказывающей давление на правоцентристские партии, чтобы они приспособились к мнению евроскептиков..
В особенности после Брексита Европе нужен новый лидер, и без сильной поддержки со стороны политически доминирующего гегемона или гегемонистской коалиции риск того, что Союз развалится в результате новых кризисов, очень реален. И у нас осталось не так много времени для развития стабилизации гегемонистского лидерства. Прямо сейчас есть окно в два-четыре года - самое большее - до следующих выборов во Франции и Германии. Если нынешние лидеры этих стран не воспользуются возможностью еще теснее сплотить Европу, то следующий большой кризис вполне может стать началом конца почти 70-летнего проекта, который поддерживал мир в Западной Европе, поощрял ее демократии и способствовали росту и процветанию, сохраняя открытость экономики и общества европейских стран друг для друга.