Приближается Хэллоуин, и самое время пересмотреть фильмы о вещах, которые происходят ночью. Для некоторых из вас это влечет за собой поиск лучших фильмов ужасов, которые вы можете достать. Для других (включая меня) это шанс погрузиться в явно более мягкие сверхъестественные блюда, такие как фэнтезийная комедия «Каспер» 1995 года.
Вдохновленный мультфильмами и комиксами о дружелюбном призраке Каспере, этот фильм - отличный способ насладиться жутким сезоном без кошмаров - по крайней мере, я раньше так думал. После моего последнего пересмотра я теперь убежден, что Каспер настолько странный, настолько запутанный, что это на самом деле чертовски страшно.
Я признаю, что идея о том, что такой якобы безобидный фильм, как «Каспер», может вызвать мурашки по спине у любого, кажется более чем нелепой. В конце концов, фэнтезийная комедия Брэда Силберлинга явно ориентирована на семьи и рассказывает о призраках, которые - даже самые устрашающие - считаются одними из наименее пугающих призраков, украшающих большой экран. Тем не менее, несмотря на все привлекательные для детей атрибуты, Casper также может похвастаться жуткой динамикой персонажей и механикой повествования, которые привносят в происходящее тревожный подтекст.
Возьмите отношения между Каспером (Малаки Пирсон) и Кэт (Кристина Риччи). В их взаимодействиях безошибочно угадывается зловещая атмосфера, в основном потому, что Каспер ведет себя не как дружелюбный призрак, а больше как одержимый преследователь, когда Кэт рядом. Конечно, Каспер - хороший друг Кэт, однако его привязанность к ней несет в себе тревожный привкус собственничества. 12-летний призрак буквально спрашивает Кэт, может ли он «удержать» ее более одного раза в течение фильма. Правильно: это реальная линия диалога в фильме, предназначенном для детей до 10 лет.
Теперь этот аспект Каспера имеет смысл в контексте самой истории. Бедный ребенок давным-давно потерял единственного человека, которого он когда-либо любил, своего отца (подробнее об этом позже). Поэтому неудивительно, что он отчаянно цепляется за первого человека, с которым он связан десятилетиями, а именно за Кэт. Кроме того, он не только ребенок, но и ребенок уже несколько десятков лет - не то чтобы шокирует то, что у него немного искаженное представление о том, как работают такие вещи, как подростковые увлечения и романтические отношения. Тем не менее, возвращаясь к взрослому Касперу, трудно не заметить предположительно непреднамеренный и тревожный подтекст в сценах с Каспером и Кэт. Моменты, когда он парит над ее спящим телом под навязчивую игру Джеймса Хорнера на фортепиано, начинают казаться скорее пугающими, чем чарующими.
Отношения Каспера с Кэт - далеко не единственная сомнительная межличностная динамика в этой картине и даже не самая ужасная. Эта награда достается дружелюбному призраку за то, что он живёт с его дядями Стретчем (Джо Нипоте), Фатсо (Брэд Гаррет) и Керли (Джо Аляски), также известными как Призрачное трио. То, что дяди Каспера ужасно с ним обращаются, не вызывает неявного отторжения, как то, что происходит между Каспером и Кэт, - это открыто. По общему признанию, это разыгрывалось для смеха (предвосхищая собственное веселое отношение франшизы о Гарри Поттере к жестокому обращению с детьми несколько лет спустя), но если разобраться, Трио Призраков посвятило всю свою загробную жизнь жестокому обращению со своим племянником.
Хуже того, Стретч, Толстяк и Керли даже не имеют очевидного объяснения (если оно вообще существует) тому, что они так ужасно относятся к Касперу. Кажется, они делают это просто ради удовольствия. И учитывая, что трио предположительно настолько откровенно злое и извращенное, что в какой-то момент даже отправили Рэя Стэнца из «Охотников за привидениями» (Дэн Эйкройд) собирать вещи, само собой разумеется, что время, проведенное Каспером с ними, было чистой пыткой. Они почти наверняка продолжали бы преследовать полупрозрачную ветвь, если бы Кэт и ее отец, доктор Харви (Билл Пуллман), не прибыли на место происшествия и не подтолкнули их к несколько неубедительной дуге искупления.
Но эй, Каспер привык справляться с эмоциональными трудностями. Он должен быть, учитывая, что вся предпосылка фильма построена на том, что его сердце разбивается снова и снова. Помните, предыстория Каспера сводится к тому, что маленький мальчик умирает от пневмонии, а затем продолжает (доброжелательно) преследовать своего отца, пока тот не объявляется сумасшедшим и не умирает в больнице. Это так мрачно - и это еще один пример того, как часто основная история Каспера отклоняется на территорию взрослой фэнтезийной драмы, если не откровенного фильма ужасов. Предыстория дружелюбного призрака не просто превращает его оптимистичного главного героя в трагический свет. Он также служит средством изложения механики загробной жизни, как это представляли Силберлинг и сценаристы Шерри Стоунер и Дина Оливер. Как и ожидалось, эта механика поднимает некоторые нервирующие вопросы, на которые фильм далеко не готов ответить.
Согласно метафизическим законам вселенной Каспера, всякий раз, когда кто-то умирает с незаконченным делом, он становится призраком. Все остальные - будь они хорошими людьми, как покойная мать Кэт Амелия (Эми Бреннеман), или гнилым яблоком, как антагонист Кэрриган Криттенден (Кэти Мориарти), - переходят к тому, что их ждет по ту сторону. Это простой, но эффективный сюжетный прием, который работает блестяще, пока вы не примените его почти к каждому мертвому персонажу в фильме.
Начнем с Каспера. Его незаконченным делом был его отец, которого Каспер не хотел оставлять, зная, что он будет совсем один. Но теперь, когда сам старик Каспера умер, что удерживает дружелюбное привидение привязанным к нашему плану существования? Лучшее возможное объяснение (если не считать вопиющей сюжетной дыры) состоит в том, что Кэт теперь является незаконченным делом Каспера, что одновременно болезненно и удручающе. Подумайте об этом: она 13-летняя девочка, у которой вся жизнь впереди, а он 12-летний упырь, который, несмотря на короткое камео Девона Савы, выглядит так, будто вышел из классического мультфильма. Эти отношения не могут не закончиться слезами.
Тогда есть небольшой вопрос отца Каспера, Джей Ти. Макфадден. Старый Дж. Т. посвятил свои оставшиеся годы воскрешению Каспера, но умер на пороге успеха. Так почему же он тоже не стал призраком? Если когда-либо существовало определение «незавершенного дела», то это оно. Дж. Т. просто внезапно перестать заботиться о Каспере на смертном одре?
По крайней мере, когда мама Кэт перешла на другую сторону, она знала, что оставляет мужа, чтобы растить дочь. То же самое не относится к отцу Каспера, который знал, что он единственный человек, на которого его сын может рассчитывать, чтобы вернуть его к жизни. Дж. Т. Пропустить Каспера - это совершенно прямолинейно, тем более что отказ от Каспера сделал его уязвимым для Призрачного Трио. Говоря об этих фантомных придурках, какие у них незаконченные дела? Как видно из самого фильма, единственное, что их удерживает, это, по-видимому, «использование Каспера в качестве боксерской груши». Честно говоря, все это немного настораживает.
Более того, как и все остальное в этом фильме, он в некотором роде жутковат. Итак, если вы ищете фильм ужасов на этот Хэллоуин, я рекомендую «Каспер». Поверьте мне: то, чего не хватает этому семейному фильму 1995 года в виде кровавой крови и продолжительного напряжения, более чем компенсируется чистой, чистой жуткостью.