На протяжении более 80 лет Супермен представляет архетип супергероя в его самой чистой форме. Его называют «Человеком завтрашнего дня», потому что он - квинтэссенция того, чем мы стремимся быть физически, интеллектуально и морально. По крайней мере, как давний поклонник Супермена, я всегда в это верил. Тем не менее, прочитав недавнее интервью с легендарным автором комиксов Грантом Моррисоном, я больше не уверен в этом.
Обсуждая свою последнюю (и последнюю) историю о Супермене, «Супермен и Власть», созданную совместно с художником Микелем Джанином и колористом Джорди Беллером, среди прочих, Моррисон предлагает немыслимое: что по мере того, как марширует 21-й век Итак, Человек Завтра наконец стал Человеком Вчера.
Это не то, что вы ожидаете от писателя, который заявил в «Супербогах» 2011 года, что «Прежде чем это была Бомба, Бомба была Идеей. Однако Супермен был Быстрее, Сильнее, Лучшей Идеей». Является ли последнее слово Моррисона об Идее Супермена о том, что она была заменена чем-то еще более быстрым, сильным и лучшим?
Это определенно так, и более того, более внимательное прочтение Супермена и Власти ясно показывает, что это было не просто необходимо - это было неизбежно.
Кто такой Супермен в Супермене и Власти?
Супермен Супермена и Власти заметно отличается от того, к которому мы привыкли.
Вместо юного, почти непобедимого Адониса, которого мы привыкли видеть, эта ограниченная серия представляет нам Человека завтрашнего дня, который уже в годах. Иссиня-черные волосы Супермена теперь белые на висках, и его божественные силы начинают исчезать. Он уже не такой быстрый и сильный, как раньше, его обострившиеся чувства притупились, и он едва может левитировать, не говоря уже о том, чтобы летать. Он также отказался от своего культового костюма, вместо этого надев более практичный наряд без плаща, который лучше подходит для пуховых и грязных драк или проведения экспериментов в его футуристической лаборатории.
Впечатление, которое у нас осталось, это широкоплечий, немного неуклюжий скряга, который вызывает в памяти персонажа, впервые появившегося в 1938 году, а также еще более старого героя бульварного кино Дока Сэвиджа., прямое влияние на создателей Супермена Джерри Сигела и Джо Шустера при разработке персонажа. Все это преднамеренно со стороны Моррисона, Джанина и Беллера - цитируя Моррисона, их Супермен - это «единственное в своем роде, герой 20-го века, суверенный человек», проявленный. Он должен ощущаться слегка анахроничным, как стареющее воплощение ушедшей эпохи.
Это не значит, что Супермен и Власть представляют идею Супермена об одиноком, двуличном борце за справедливость как полностью устаревшую. Конечно, эта идея уходит корнями в идеалы прошлого века, но тем не менее Супермен представляет собой самое лучшее и самое вневременное выражение этих идеалов. Как отмечает президент Джон Ф. Кеннеди (да, Джон Кеннеди) во время пролога мини-сериала, действие которого происходит в 1960-х годах, Супермен выступает за прогресс, надежду и будущее - и он делает это, будучи сверхчеловеком, честным и бесстрашным.
Это положительные ценности и качества, и они приводят к тому, что супергерой излучает непоколебимую уверенность (но никогда не высокомерие или воинственность), излучает терпимость и понимание (ему удобно использовать гендерно-нейтральный язык) и уравновешивает оптимизм со здоровой дозой прагматизма. Конечно, Супермен старый чувак, но он из тех старых чуваков, с которыми хочется проводить время.
Тем не менее, несмотря на все это, Супермен и Власть в конечном итоге сводятся к одному вопросу: если Супермен (и, соответственно, Идея Супермена) так велик, почему мир не стал лучше?
Почему идея Супермена не сделала мир лучше?
Если этот вопрос кажется излишне обвиняющим, он также бесспорно верен: после почти 84 лет борьбы за построение лучшего мира Супермен не добился заметного прогресса. Вселенная DC является таким же полем битвы для широко определенных сил добра и зла, как и раньше. Что касается Идеи Супермена, вдохновляющей фанатов стремиться к большему в реальном мире, беглый просмотр заголовков последних новостей дает достаточно доказательств (если они нужны), что этого тоже не произошло.
Отбросив ностальгию, вердикт очевиден: Супермен - полный провал. Столкнувшись с этим противным союзником Манчестером Блэком, который утверждает, что на пике своих сил Супермен и его приятели по борьбе с преступностью в Лиге справедливости могли бы что-то изменить, но не сделали этого, Человек завтрашнего дня соглашается. Супермен связывает свою неудачу с моральной уверенностью, которая лежит в основе Идеи Супермена, лежащей в основе не только Супермена, но и всех его колоритных современников. «Мы были так уверены, что выиграем, - говорит он. «Мы думали, что нам не нужно пытаться».
Конечно, в этом есть доля правды, но это не вся история, потому что она упускает из виду другую, не менее важную истину: Супермен был обречен на провал с самого начала.
Как и Джон Кеннеди, Супермен символизирует отличную идею, которая просто не работает в ее нынешнем виде. Реальный Камелот Джона Кеннеди закончился трагедией, как и мифический Камелот Артура, который вдохновил его, и оба были попытками коллективных действий, возглавляемых могущественным, харизматичным, несовершенным человеком. Почему 80-летняя атака Супермена на Камелот должна быть какой-то другой?
Было время, когда идеалы и качества 20-го века, которые олицетворяет Супермен - единственная, индивидуальная сила перемен - могли иметь значение (или, по крайней мере, казалось, что они могут). Супермен и Власть ясно дают понять, что те времена прошли, и противопоставление Супермена явно современным угрозам 21-го века, с которыми он не способен справиться, доказывает, что нужен новый тип супергероя - и новый вид идеи.
Представляем идею Супермена 2.0
Это чувство движет Суперменом в «Супермене и Власти». Он не только спешит на время, чтобы построить лучший мир, который обещал всем, прежде чем его силы исчезнут навсегда, но и активно ищет себе замену. Точно так же, как супергерои, такие как Док Сэвидж, уступили место лучшей идее, которой был Супермен, теперь пришло время Супермену уступить место новому поколению, которое представляет лучшую идею, чем он.
В «Супермене и Власти» Супермен собирает команду молодых супергероев, в том числе Стила, которого Моррисон описывает как Тома Стронга для Дока Сэвиджа Супермена, и, по сути, заставляет их провести мозговой штурм того, что представляет собой Идея Супермена 2.0 может быть. Он аплодирует им за их большую приверженность социальным проблемам и, несмотря на свой собственный кодекс против убийства, не предостерегает тех в группе, кто применяет смертоносную силу, вместо этого призывая их найти творческие решения для игры в палача. Помимо всего прочего, он воспитывает культуру, в которой они производят изменения как команда и как общество, а не как отдельные личности, а затем - в самый шокирующий момент - он отступает от игры в костюмированных авантюристов.
Ладно, не совсем так. К концу «Супермена и власти» Человек завтрашнего дня все еще присутствует на сцене, играя роль наставника для своей молодой команды, готовящейся к своему первому космическому тренировочному забегу. Но когда наступает решающее столкновение между Суперменом и главными злодеями истории - Ультрачеловеком и Брейниаком, он просто отказывается. Устав от «повторяющегося боя с тенью» сверхмощных слагфестов, от следования одному и тому же шаблону конфликта, созданному десятилетиями - когда-то новому, а теперь надоевшему - Супермен заканчивает, желая признать, что идея, которую он представляет, не может иметь долгосрочного значения. здесь.
Он оставляет своих противников временно загнанными в угол, но не полностью побежденными, надеясь, что его молодая команда, а также его сын и прямой преемник Джон Кент найдут новый, более изобретательный способ победить их, чем он когда-либо мог. Черт возьми, Супермен даже предполагает, что его молодые новобранцы могут найти способ работать с безжалостным искусственным интеллектом, ставшим чрезмерно рьяным защитником природы Брейниаком, подчеркивая, насколько сильно идея Супермена 2.0 отличается от индивидуалистического, «пробивного» менталитета своего предшественника. Более того, решение Супермена не иметь дела с Ультрачеловеками и самим Брэйниаком отражает его веру в то, что свежий взгляд на эту новую породу супергероев, в которую входят цветные люди и члены сообщества ЛГБТ+, может найти решения, которые не пришли бы в голову его как белого натурала.
И это, в конечном счете, делает передачу факела Суперменом в Супермене и Власти в равной степени необходимой и неизбежной. Поскольку Идея Супермена точно отражала, кто мы есть и кем мы стремимся быть, она была нам нужна. Когда эти вещи изменились (а они всегда собирались измениться), Идея Супермена тоже должна была измениться. Мы не можем увидеть, какую форму он примет в «Супермене и Власти», поскольку он все еще находится в стадии созревания. Но обещание Идеи Супермена 2.0 - еще лучшей версии самоотверженных, героических идеалов, вдохновлявших миллионы, - тем не менее соблазнительно находится в пределах нашей досягаемости.
В этом смысле «Супермен и Власть» - это не уничтожение идеи Супермена, а скорее ее прославление - не только того, что есть сегодня, но и того, что может быть завтра.