Елена Сетьен представляет Another Kind Of Revolution (Thrill Jockey Records/PIAS, 19), новый сольный альбом, в котором артист из Сан-Себастьян продолжает свой подход к композиции, основанный на формате песни, не забывая при этом о своих начинаниях в звуковых экспериментах и импровизации.
Это ваш третий сольный альбом после нескольких с Little Red Suitcase. Как вы пришли к тому, кем вы являетесь сегодня как художник? В какой точке вы находитесь на своем пути?
Я вижу себя в очень хорошем периоде на творческом уровне. Я буду продолжать искать, но я нашел вещи, которыми я говорю: это я. Я демонстрирую.
Похоже, что с некоторых пор вы открыли себя заново как автор песен и певец. Ваш момент также связан с необходимостью сделать что-то более личное? Возможно, теперь, когда вы вернулись в Доности, это также вопрос логистики?
Теперь все сложнее. Я поняла, что для артистки моих качеств, которая путешествовала и жила в разных местах, которая любит не очень коммерческую музыку, нужно быть женщиной-оркестром, чтобы выжить. Если вы работаете один, то вы можете сотрудничать с разными людьми, и это сработает, потому что уже есть прочная основа. Особенно трудно перемещать людей из комнаты в комнату. Поэтому для меня главное, чтобы все работало только у меня одного.
С вашим сдвигом парадигмы в простом творчестве появляются новые вещи
Когда дело дошло до создания, сначала я начал с большего количества звуковых исследований, импровизации… Я писал песни, но они были почти поводом для игры. Теперь я понял, что написание песен меня очень наполняет, и это то, чем я должен заниматься. Теперь я начинаю с песни и иду к ней. Та прочная основа, о которой я говорю, есть, и если она прочная, она будет работать с гитарой и клавишными или с симфоническим оркестром.
Это универсально. Музыка выше стилей и аранжировок
Кроме того, если там что-то есть, оно будет там, что бы это ни было.
Я понял, что артисту с моими характеристиками нужно быть женским оркестром, чтобы выжить
Вы жили в нескольких европейских городах. Какой вклад эти разные места внесли в ваше предложение и ваше музыкальное видение? Есть ли момент, когда вы используете дополнительные или разные вещи при создании музыки?
Мое время в Копенгагене приходит на ум сейчас. Я был частью андеграундной джазовой и импровизационной сцены. Музыканты приезжали отовсюду, у нас был фестиваль, и у каждого импровизатора было свое лицо. Каждый из Нью-Йорка приехал с индивидуальным багажом, друг от друга, но у всех у них было что-то общее, отличное от того, что люди привозили из других мест. Мне всегда приходит образ, что в каждом месте, в каждом подземном мире есть музыкальное бессознательное. Способы дыхания, восприятия музыки. Несколько лет я жил в Лондоне, также в Барселоне и довольно много лет также в Копенгагене. Я не могу это отнять. Это часть моей музыкальной личности.
Вы говорите, что ваши песни - это истории и почти правдивые истории. Как ваши песни выходят за рамки мюзикла? Что ты ешь?
Я приведу вам пример новой песни, которую я только что написал, и она войдет в следующий альбом. История получилась очень конкретной. Они всегда возникают из-за чувства, эмоции, которая случилась со мной даже немного незаметно в то время, но которую я осознаю позже. Воздействие. У меня есть маленькие дети, и в районе Доности, где я живу, я хожу с ними играть в футбол на площади. Там был одиннадцатилетний марокканский мальчик, который был один. Он рассказал мне историю своей жизни, очень сложную. Я учился в школе-гетто, выучил баскский за два месяца. Он был огромным талантом. Я думал, что этот ребенок, если ему не помогут, так и останется на улице, это будет другая грустная история.
Именно бросается в глаза, что ваша музыка рассказывает об историях с поэтическим оттенком, если хотите, но и в том, что вы говорите, и в самом названии альбома есть что-то совершенно прямое и даже мстительное. О чем это? Каково ваше намерение?
Требователен по-своему. Я не иду с оружием, я иду с цветком. Немного похоже на Джони Митчелл.
С Джони Митчелл мне всегда приходит на ум, как она обращалась к этим тысячам и тысячам разгневанных людей и была на грани причинения чего-то действительно неприятного на фестивале The Isle Of Wight в 1970 году. То есть предлагать другие пути и говорить из других мест. Это увлекательно
Это жестоко, фантастика. Сила, которой обладает музыка. Как и их песни. Этот ребенок, о котором я вам говорил, - маргинализированный иммигрант. Эти вещи приходят ко мне часто, почему мы не можем быть одинаковыми?
Как художник, никто не может требовать от вас политической ответственности, но если вы решите что-то изменить или что-то сказать, это правда, что есть другие способы, которые не обязательно должны делать с идеологической или политической повесткой дня, что, в конце концов, и приводит к гниению всего
Я против политики. В некоторых областях, и посмотрите, откуда я родом, позиция, подобная моей, долгое время могла быть истолкована как неприятие какой-либо стороны. Но реальность такова, что я хочу говорить так, как хочу я, а не так, как ты. По-другому, с другой точки зрения. Если мы продолжим все политизировать и всему противостоять, мы никогда не сможем слиться, сблизиться.
Как вы познакомились с Thrill Jockey (Tortoise, The Sea and Cake, Tom Verlaine…)? Я прочитал это через Коллин
Всплеск через Колин, которая живет в Доности. Хотя она парижанка, у нее очень интернациональное и очень глобальное видение своего проекта и музыки, которая ее интересует, которая на самом деле является глобальной деревней. Я передал ей свою музыку и сказал, что она может выступать в качестве посла, что я буду рад принять все, что придет, и я буду очень благодарен. Но я сказал ему делать это только в том случае, если ему это нравится; если нет, припаркуйся и поехали.
Не делайте мне одолжение только ради «приятеля»
Просто ты даже не можешь. Потому что, если ты в это не веришь, ты никому этого не покажешь. Ему понравилось, и вот мы здесь.
Если мы и дальше будем все политизировать и всему противостоять, мы никогда не сможем слиться, сблизиться
Кроме того, ваше предложение весьма интернационально
Да, потому что я жил за границей, пою на английском… Так меня называли. Я не узнаю себя по-испански. Не исключаю, что однажды попробую. Одним из моих любимых певцов на испанском языке был Лхаса де Села, который пел на очень специфическом испанском языке, но, тем не менее, был испанцем. В конце концов, речь идет об общении и внесении ценного предложения.
Что вы знаете об испанской сцене? Есть ли у вас рекомендации, с кем вы породнились?
Я немного растерялся, я очень мало знаю. Мне очень нравится Рафаэль Беррио. Он персонаж, и то, что он делает, полностью принадлежит ему. Мне нравятся снайперы.
А снаружи?
Сейчас, в результате знакомства со Стивом Ганном, который участвует в альбоме, мне очень интересен тот мир, в котором он движется. Я люблю Мэри Латтимор и Мег Бэрд, они только что выпустили совместный альбом.
А насколько привычная для вас аудитория фестивалей и конкурсов по сравнению с залами или публикой более склонна к эстрадным артистам и певцам?
Эта местность для меня новее. Это контуры, которые разделены, но имеют общие пограничные области. Есть люди с джазовых фестивалей, которые также ходят на концерты, чтобы увидеть группы. В этой пограничной зоне я хотел бы быть. Но то, что я вижу сейчас, и это меня очень интересует, это то, что на рок-площадках звук более грязный, более прямой, мне это нравится. Вы входите, и там другая статика. Джаз больше связан с исполнением, более утонченным, мне нужна атмосфера. Это также больше соответствует моему текущему предложению. Я тоже не знаю, как назвать то, что я делаю, но это лучше для того, что я делаю сейчас.
Есть ли у вас планы помимо вашей деятельности по выпуску пластинок и игре, как Елена Сетьен? Есть проекты с другими музыкантами?
Мне бы очень хотелось пообщаться с такими людьми, как девушки, которых я упомянула, Мэри Латтимор и Мег Бэрд, а также с музыкантами из сферы Thrill Jockey.