Будет ли Facebook иметь (неудачную) удачу Yahoo?

Будет ли Facebook иметь (неудачную) удачу Yahoo?
Будет ли Facebook иметь (неудачную) удачу Yahoo?

Будет ли Facebook новым Yahoo? По мере усиления давления со стороны правительства пользователи, кажется, уходят, а рекламодатели кажутся все более недовольными, Facebook может столкнуться со стандартным уроком истории Интернета: большие парни тоже падают сверху, такие как, например, это случилось на когда-то могучем Yahoo.

Руководители других крупных технологических компаний уже начали называть Facebook «большим табаком», поскольку нарастает критика за то, что он вызывает привыкание у пользователей, токсичен для здоровья демократии и созрел для регулирующего вмешательства со стороны государственных органов - то есть, все, что случилось с табачными транснациональными корпорациями.

Год назад, как отмечает в своем анализе «Экономист», такая дискуссия и параллель Facebook с табачными компаниями или с Yahoo казались немыслимыми. Крупнейшая социальная сеть, в которую входят Instagram, WhatsApp и Messenger, процветала. Но особенно после января 2019 года дела Марка Цукерберга и его компании идут все хуже и хуже.

Facebook в этом году неоднократно был вынужден признать, что он сделал очень мало для предотвращения «эксплуатации» его россиянами, голосовавшими за Трампа на президентских выборах в США в 2016 году (что Москва отрицает), что он поделился с третьим компаниям личные данные 90 миллионов своих пользователей без их согласия, что хакеры украли данные еще 50 миллионов ее пользователей и - вишенка на торте - несколько дней назад «Нью-Йорк Таймс» сообщила, что Facebook нанял лоббистскую фирма, которая провела «кампанию по размазыванию» против его критиков, таких как Джордж Сорос.

Общее впечатление сейчас такое, что у Facebook «серьезная проблема с управлением», как выразился глава рекламного агентства. Неизбежно, что его акции на фондовом рынке США упали примерно на 27% с начала 2019 года.

Сравнение с Yahoo, конечно, не идеально. Даже в период своего расцвета Yahoo никогда не была такой крупной и прибыльной, как Facebook. Основная причина, по которой Yahoo резко упала и в конечном итоге была приобретена Verizon в 2018 году, заключается в том, что она не преуспела в своей поисковой конкуренции с явно превосходящим Google. Пользователи постепенно отказывались от Yahoo, а вместе с тем рекламодатели и даже ее собственные сотрудники теряли к ней доверие.

С другой стороны, Facebook позаботился о том, чтобы вовремя «уничтожить» конкуренцию, приобретя потенциально опасных конкурентов, таких как Instagram, так что сегодня в поле зрения нет компании, представляющей угрозу. Но Facebook угрожает сам по себе и его огромный успех.

Кто-нибудь еще на выход?

Внутри уже есть тревожные признаки, напоминающие Yahoo, которая сменила пять генеральных директоров за последние четыре года перед ее приобретением. В Facebook Цукерберг, контролирующий большинство акций с правом голоса на собраниях акционеров, кажется непоколебимым, но под его началом уже много исполнительных движений. Среди прочих соучредители Instagram, глава Oculus (компания, производящая одноименное устройство виртуальной реальности, которая была приобретена Facebook), глава юридического отдела, глава отдела кибербезопасности (греч. -американец Alex Stamos) реализовали или объявили об уходе) и т.д.

Кроме того, постоянная негативная реклама, от которой страдает Facebook, начала подрывать моральный дух ее сотрудников. Сотрудник описал атмосферу внутри как «страшную». Это предвещает, что уход других топ-менеджеров с «корабля» в другие менее противоречивые компании - лишь вопрос времени. Чтобы удержать ключевых людей, Facebook, вероятно, придется увеличить их зарплату.

Сеть, безусловно, по-прежнему является глобальным гигантом, но пользователи старше 18 лет уже проводят на Facebook на 31% меньше времени, чем два года назад, что означает меньше возможностей для продажи рекламы. Руководство Facebook видит в Instagram спасителя, в котором количество рекламы постоянно увеличивается (именно на это они и решили уйти из его соучредителей, а не оставаться менеджерами Facebook, как они изначально договорились).

Реклама сейчас составляет около пятой части всех постов, которые видят пользователи в Instagram, что почти вдвое больше, чем год назад. Не факт, что эта рекламная «шторм» понравится пользователям в будущем, которые могут решить проводить в Instagram меньше времени, как они уже сделали в Facebook.

Популярность WhatsApp растет, но по-прежнему вредна. Неизбежно, что Facebook также будет «обслуживать» рекламу через WhatsApp для поддержания своей прибыльности (что также является причиной ухода его соучредителей), что опять же может не понравиться пользователям..

Многие рекламодатели и рекламодатели считают Facebook высокомерным и приводят в качестве яркого примера то, что им приходится самим посещать Facebook для заключения сделок, а не приходить к ним руководители Facebook, как это принято на рекламном рынке. Кроме того, Facebook постепенно повышает цены на рекламу, в то время как рекламодатели также подозревают, что компания обманчиво завышает целевое количество пользователей, которое она обещает предоставить в рекламных кампаниях своих клиентов. Таким образом, складывается распространенное впечатление, что постепенно рекламные «бюджеты» для Facebook начнут урезать.

И пока рекламодатели склонны терять доверие к Facebook, политики в США и Европе, вероятно, уже потеряли его и жаждут реальных шагов со стороны сети по защите личных данных пользователей и сдерживанию их манипуляций для скрытых целей (например, вмешательство России).

Если Facebook не убедит политиков, рекламодателей и пользователей в том, что это стоит их времени и денег, и если его акции продолжат падать, вполне вероятно, что № 2 после Цукерберга, главного операционного директора Шерил Сандберг, заменят в течение 2019 года. Сам Цукерберг, как крупный акционер, вряд ли уйдет, но на его плечах ляжет большая нагрузка.