Мэтт Ривз «Бэтмен» обещает самую жесткую экранизацию мифов о Бэтмене на сегодняшний день. Тем не менее, звезда Роберт Паттинсон недавно подтвердил, что, хотя это новое воплощение Темного рыцаря, несомненно, жестоко, он не будет прибегать к смертоносной силе в грядущем фильме. Неизбежно эта новость вновь разожгла один из старейших споров в фандоме комиксов: должен ли Бэтмен убивать?
Согласно исходному материалу DC Comics, ответ - решительное «нет». Хотя в ранних приключениях Бэтмена после его дебюта в 1939 году он регулярно играл в палача, к 1940 году он принял строгую политику «не убивать», поскольку он превратился из своего вдохновения в жестоком бульварном романе в более патерналистского благодетеля. И за 80 или около того лет комиксов, опубликованных с тех пор, это было стандартной позицией Крестоносца в плаще: не убивать ни при каких обстоятельствах.
Конечно, есть заметные исключения. Например, в сюжетной линии 1988 года «Десять ночей чудовища» Бэтмен оставил своего, казалось бы, непобедимого советского противника, Зверя КГБ, умирать в запертом подземном бункере. Позже это было изменено, и было показано, что KGBeast выжил, однако из оригинальной истории ясно, что он не должен был выжить. Но случаи, когда Бэтмен прямо убивает своих врагов, как это, являются исключением, и в течение последних восьми десятилетий линия компании DC заключается в том, что Темный рыцарь никогда не нарушает своего правила «не убивать» - что-то, что отражено в основной части его опубликованные выступления.
А как насчет послужного списка Бэтмена в кино? Ну, тут скорее смешанная ситуация.
Когда в 1966 году манерный Крестоносец в плаще Адама Уэста перешел с телевидения в кино, он принес с собой свой семейный бренд нелетального, двуручного правосудия. Его прямой преемник, Майкл Китон, занял совершенно иную позицию в фильме Тима Бертона «Бэтмен» 1989 года и его продолжении «Бэтмен возвращается». Этот Темный Рыцарь регулярно наносил злодеям смертельные раны, часто с явным удовольствием.
После Китона появились воплощения Бэтмена Вэла Килмера и Джорджа Клуни, оба из которых отменили смертную казнь в фильмах Джоэла Шумахера «Бэтмен навсегда» и «Бэтмен и Робин» соответственно. В главном сюжете «Бэтмена навсегда» остроухий мститель Килмера даже временно уходит в отставку, чтобы помешать его молодому, жаждущему мести протеже Дику Грейсону стать убийцей.
Следующим был Кристиан Бэйл, который надел костюм летучей мыши в знаменитой трилогии Кристофера Нолана «Темный рыцарь». Эта версия персонажа, возможно, имеет самую сильную позицию против убийства всех своих кинематографических коллег - если не всегда самый чистый послужной список (он виновен в случайных случаях непредумышленного убийства). Ключевой нитью, проходящей через все три фильма Нолана о летучих мышах, является «одно правило» их главного героя (то есть не убивать), лучшим примером которого является Бэтмен, демонстративно не убивающий Джокера, даже в целях самообороны, в «Темном рыцаре».
А еще есть Бэтмен в исполнении Бена Аффлека, который появился в фильме Зака Снайдера «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» и его последующей «Лиге справедливости», а также сыграл короткую эпизодическую роль в «Отряде самоубийц» 2016 года. Этот Бэтмен, ласково известный как «Бэтфлек», был даже более готов применить смертоносную силу, чем версия Китона. Снайдер зашел так далеко, что воссоздал известную сцену из культового мини-сериала 1986 года «Возвращение Темного рыцаря», в которой Бэтмен стрелял (но не убивал) злодея во время захвата заложников - только на этот раз выстрел Темного рыцаря оказался смертельным.
Столкнувшись со всеми этими противоречивыми источниками, Ривз и его соавтор Питер Крейг, вероятно, поняли, что нет правильного ответа на дебаты об «Убийце Бэтмена», и просто взвесили, подходит ли код «не убивать» для их версия Бэтмена. То, что Ривз и Крейг в конечном итоге остановились на интерпретации Бэтмена, который не использует смертоносную силу, показывает больше, чем просто то, насколько пара неравнодушна к канону комиксов; это также многое говорит о том, что, по их мнению, зрителям сегодня нужно от своих героев.
Конечно, вы можете привести веские аргументы в пользу того, почему Бэтмен должен убивать. Вы можете указать на то, что персонаж придерживается принципа «не брать пленных», или процитировать до боли скучную правду о том, что одиночная война с преступностью, ведущаяся с помощью бронированных автомобилей, небольшой взрывчатки и ударов с разворота с крыши, приведет к жертвам, преднамеренным или нет.
Вы даже можете занять гиперпрагматичную позицию, что, не убивая нераскаявшегося массового убийцу, такого как Джокер, Бэтмен имеет кровь последующих жертв клоуна-убийцы на своих руках - что Темный рыцарь позволяет старомодный, нереалистичный моральный кодекс мешает ему делать то, что необходимо. Конечно, есть громкий контингент фанатов, которые согласны с этой последней позицией: кодекс Бэтмена «не убивать» устарел. Для них Бэтмен должен быть образцом для подражания в 2022 году, а не в 1940 году, и в 2022 году, утверждают они, мы хотим, чтобы наши герои делали трудный выбор, например, убивали плохих парней ради общего блага.
Но действительно ли кодекс Бэтмена против убийства настолько устарел или так прост? В то время, когда предполагаемая жестокость полиции привлекает к себе более пристальное внимание, чем когда-либо прежде, и когда действия самопровозглашенных вооруженных линчевателей доминируют в заголовках новостей, идея борца за справедливость, который не переходит черту, на самом деле гораздо более привлекательна для современные зрители, чем тот, кто делает? Я бы сказал, что это так. Есть что-то откровенно смелое в таком образце для подражания, как Бэтмен, отвергающем убийство как действительно легкий выход, который обходит запутанные темы, такие как право преступников на реабилитацию, и ошибочно принимает окончательность за мораль.
И, наконец, то, что мы хотим от наших героев, многое говорит и о том, чего мы хотим для себя. Таким образом, давая измученному Темному рыцарю Роберта Паттинсона политику «не убивать» в «Бэтмене», кажется, что Мэтт Ривз делает ставку на наше желание жить в соответствии с вдохновляющим примером Бэтмена, а не на наше искушение втянуть его в наши собственные скучные дела. уровень вместо этого.