Знаете ли вы, что в романе Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней» Филеас Фогг никогда не летал на воздушном шаре? Воздушный шар практически синоним истории, но он никогда не появляется на страницах романа. Вместо этого воздушный шар впервые был показан в экранизации Дэвида Нивена 1956 года. Но, и вот в чем фишка, даже воздушный шар не был монгольфьером - на самом деле это был водородный шар. Тем не менее, из-за этого фильма все думают, что в «Вокруг света за 80 дней» есть воздушный шар, и, насколько я могу судить, во всех экранизациях, начиная с 1956 года, фигурирует воздушный шар. Даже на обложках переизданий романа изображены воздушные шары.
Первая причина, по которой я упоминаю об этом, заключается в том, что никому в мировой истории не было дела до того, что «Вокруг света за 80 дней» теперь должен быть показан воздушный шар. Даже мне все равно, несмотря на абзац, который я только что написал. Причина, по которой я, кажется, так зациклилась на воздушном шаре - вторая причина, по которой я вообще упоминаю об этом, - это то, что это прекрасный пример того, как истории меняются в пересказе. И это нормально. Истории постоянно развиваются. Старые истории рассказываются снова и снова, снова и снова, и они меняются в зависимости от того, кто их рассказывает и почему они это делают. Такова природа историй.
Это не значит, что пересказ всегда хорош. Иногда они плохие. Но я не думаю, что новый сериал BBC «Вокруг света за 80 дней» относится к этой категории. После того, как я проглотил все это, я сделал то, что делает любой терминальный онлайн-человек, и пошел посмотреть, что все остальные говорят об этом. Представьте мое удивление, когда я обнаружил, что существует значительная группа людей, которые активно его уничтожают; на момент написания он страдает от очень несправедливой 6.7/10 на IMDB. Rotten Tomatoes стали немного добрее, но ненамного.
Слишком много критических комментариев кажутся мне плохо замаскированным возмущением по поводу того, что в постановке должны быть темнокожий актер и женщина в основном трио актеров, или что она должна попытаться прокомментировать социальные проблемы, актуальные для обоих. к тому времени, когда это установлено, и к нам сегодня. Я говорю, что они слегка замаскированы, потому что многие из тех же самых комментаторов пытаются спрятаться за мнением, что книга лучше, а история не следует книге. Я не призываю тех, кому не нравится эта постановка, из-за проблем с Ибрагимом Кома и Леони Бенеш или из-за проблем с комментариями о расе и сексизме, которые делает шоу, потому что некоторые из критических отзывов определенно справедливы. Но я также просто говорю, что не вижу никого, кто жалуется на воздушный шар, и в оригинальной истории его тоже не было.
Что касается комментариев о том, что книга лучше, аргумент, с которым я могу поспорить. Хотя я соглашусь, что история Жюля Верна по-своему забавна, никто не может утверждать, что она более интересна, чем эта возня из восьми эпизодов. Книга состоит из, иногда на многих страницах, леденящих глаз деталей расписания поездов, на которые собирается сесть Филеас Фогг. Почти каждый раз, когда происходит что-то интересное, это происходит за пределами страницы. В середине США, ближе к концу их путешествия, камердинера Фогга похищают, и Фогг отправляется его спасать, оставляя читателя на маленьком провинциальном вокзале с инспектором Фиксом, самым скучным персонажем во всей книге.
Имея все это в виду, я могу подтвердить, что да - это телешоу не следует книге. Это невозможно. Знаете, что еще не следует за книгой? Почти каждый фильм и телеверсия сделаны из этой истории. Роман «Вокруг света за 80 дней» стал шаблоном для множества версий, все они разные, и все в чем-то фантастические, а в чем-то не столь фантастические.
Так чем хороша эта версия «Вокруг света за 80 дней»? Для меня важнее всего то, что он дает нам настоящих персонажей. В книге единственным персонажем, обладающим реальной индивидуальностью, является Паспарту, страстный и добрый камердинер Фогга. Сам Фогг отчужден до холодности, эмоционально недоступен для окружающих людей и, по большей части, для читателя. Мы ни разу не поняли, о чем он думает, вплоть до последних полдюжины страниц. Это представляется Верном как хорошая и замечательная вещь, но все, что это делает, это делает персонажа скучным. Он решает бросить вызов кругосветному путешествию без какой-либо реальной причины, кроме как он может, а затем он продолжает записывать все это в свой дневник и абсолютно не тратит время, наслаждаясь частями мира, которые он посещает.
В этой версии истории персонажи являются настоящим триумфом. Дэвид Теннант играет Фогга, у которого все еще эмоциональный запор, викторианского человека со многими викторианскими ценностями. Но, как и многие люди, когда их глаза открыты для мира, он учится, приспосабливается и растет. Он уже не тот человек в конце истории, и разве не в этом весь смысл путешествия?
Кома Паспарту по-прежнему такой же страстный и добрый человек, но у него также есть предыстория, которая делает его интересным и несовершенным, как и положено любому хорошему персонажу. Эбигейл Фикс из Бенеша, журналистка, добавленная в историю вместо инспектора из романа, завершает трио в образе молодой женщины, жаждущей приключений. Ей предстоит так же многому научиться, как и Фоггу, и она справляется и делает это - как и следовало ожидать от кого-то, кто находится в приключении, которое изменит жизнь. Трио Фогга, Паспарту и Фикс - сердце этой версии истории, и они блестящие. Они спорят, смеются, совершают ошибки, взрослеют и извиняются и выходят из этого сильнее, чем были раньше.
Я, кстати, не говорю, что эта новая версия истории безупречна, так как восемь эпизодов, наверное, на два больше. Я мог бы обойтись без такого количества сцен в унылом лондонском джентльменском клубе. Я думаю, что по большей части парижские сцены были всего лишь чересчур - были и другие способы воссоздания характера Паспарту, которые не должны были быть столь вопиющими в стиле «Отверженных». Я бы, наверное, тоже вырезал половину сцен в Гонконге, особенно большую часть сцен с участием губернатора. Некоторые сюжетные ходы не совсем понятны, и я не знаю, как отношусь к некоторым сценам в провинциальном американском городке.
Так что это не идеально, потому что нет ничего идеального. Но если историю пересказывают, то в идеале в ней должно быть что-то новое - и эта версия «Вокруг света за 80 дней» определенно это делает. Давая персонажам время для роста и реальные мотивы с реальными ставками, это делает историю удивительно человечной, чего не было в других версиях.
Если вы ищете «Вокруг света за 80 дней», представляющую собой безостановочную гонку по всему миру, есть множество версий, которые вы можете посмотреть, и каждая из них найдет свое место. Но если вам нравится драма, основанная на персонажах, полная взлетов и падений, то эта версия истории теперь существует для вас, и ее следует оценивать по многим достоинствам.
И вы знаете, на случай, если это вас нарушит - в этой версии также есть воздушный шар.