2012 год стал плодотворным для фильмов о супергероях. Весной задел КВМ окупился, когда во всем мире был показан ставший уже культовым первый фильм-кроссовер «Мстители», а в июле новаторская трилогия Кристофера Нолана о Бэтмене завершилась «Темным рыцарем: восстание», а собственная кинематографическая вселенная DC была запущена всего год спустя. Достаточно сказать, что игра действительно изменилась.
Однако, учитывая, что за последнее десятилетие жанр продолжал расти, чтобы вместить более высокие ставки и все более диковинных персонажей, стало легко забыть, что десять лет назад также была выпущена одна из самых заниженных игр. в каноне плаща-н-капюшон, а именно тот, у которого не видно ни плаща, ни капюшона.
Снятый в стиле найденных кадров, фильм Джоша Транка «Хроники» представляет собой натуралистическую, медленно выжигаемую историю происхождения супергероев, которая, возможно, имеет больше общего с такими персонажами, как Кэрри и Акира, чем с Пауком. -Человек и Ко. Обстановка знакомая: трое подростков натыкаются на внеземной объект, поразительно напоминающий остроконечную спасательную капсулу малыша Кал-Эла из «Супермена» Ричарда Доннера, который пробуждает телекинетические способности у всех троих.
Но что отличает этот фильм от его современников, так это то, что старшеклассники Эндрю (Дейн ДеХаан), Стив (Майкл Б. Джордан) и Мэтт (Алекс Рассел) не понимают инстинктивно, что они должны использовать свои недавно приобретенные дары для общего блага - или вообще для какой-либо значимой цели, если уж на то пошло. Урок «силы и ответственности» приходит как гораздо более постепенный процесс, чем единственный поворотный момент, который мы часто видим в историях о происхождении, например, неспособность спасти любимого человека.
Вместо этого первая половина 90-минутного фильма посвящена забавным розыгрышам и играм, от сборки набора LEGO без помощи рук до перемещения машины ничего не подозревающего покупателя по парковке супермаркета при каждой попытке чтобы сохранить невозмутимое лицо рядом. Эти жизнерадостные сцены достигают пика в момент эйфории, когда подростки узнают, что они могут использовать свой телекинез, чтобы оторваться от земли и летать над облаками, а главный герой Эндрю предлагает им отправиться в Тибет, как только они овладеют своим мастерством. сверхспособности.
Возникает ощущение, что трое главных героев искренне наслаждаются разыгрыванием этих игривых сцен, а их искренние улыбки и смех делают события более реальными. Эти персонажи - не просто символы или архетипы - они ощущаются как настоящие люди, а разрушающий четвертую стену зрительный контакт, обеспечиваемый подходом «найденные кадры», помогает вовлечь самих зрителей в их сплоченную дружбу.
Именно здесь Джордан зарекомендовал себя как один из самых харизматичных ведущих мужчин нашего поколения, привнеся теплоту и искренность в роль «милого спортсмена», которая в противном случае могла бы показаться избитой. Он играет Стива, талантливого квотербека и ведущего кандидата в президенты класса, который находит утешение в своем новообретенном братстве как в месте, где он может раскрыться и быть самим собой, свободным от чужих ожиданий или предположений.
ДеХаан, с другой стороны, играет идеального аутсайдера в роли Эндрю, привнося скрытое негодование и ощутимую враждебность в каждую сцену. Как и Стив, он начинает выходить из своей раковины, когда группа вместе исследует свои силы, но это дается ему гораздо труднее из-за его бурной семейной жизни. После того, как у его матери диагностировали рак, отец Эндрю прибегает к алкоголю и подвергает его безжалостным словесным и физическим оскорблениям, поэтому Эндрю так недоверчив и предпочитает записывать каждый день своей жизни на камеру, через которую мы наблюдаем за историей.
До знакомства со Стивом самым близким другом Эндрю был его двоюродный брат Мэтт, которого играет Алекс Рассел. Философ-стоунер, мечтающий стать чем-то большим, но не стремящийся к этому немедленно, размышления Мэтта о мире постепенно превращаются в моральный кодекс, который ставит его в противоречие с все более безрассудным использованием Эндрю своих способностей.
Было бы редукционистски описывать Мэтта и Эндрю как возможных героев и злодеев повествования. Ярость и мизантропия Эндрю почти всегда оправданы, но с непостижимой, растущей силой в его распоряжении его реакции становятся непропорциональными, а его мировоззрение искажается и радикализируется. Он не особенно опасен, как только его поворот пятки завершен - финальная битва - это истерика подростка в масштабе взрыва, жизни или смерти, с его монологами о том, чтобы стать «высшим хищником», просто жалким. Когда плачущий Эндрю находится в нескольких секундах от того, чтобы убить отряд полицейских, Мэтт понимает, что его лучший друг зашел слишком далеко.
Трагический путь, по которому идет «Хроника», очевиден с самого начала, но назвать его нигилистическим фильмом было бы неправильно. Это заканчивается задумчивой болью, когда Мэтт - на этот раз один - летит через континент и кладет камеру Эндрю на отдых в Гималаях. Он испускает торжествующий крик, который повторяется дважды, и прощается с Эндрю в последний раз, прежде чем запись закончится навсегда. Когда все сказано и сделано, отношения между этими тремя друзьями определяются не катастрофой, в которую они неумолимо превращаются, а радостными моментами первого акта, которые остаются с Мэттом и публикой превыше всего.