В 1981 году режиссер Сэм Рэйми представил миру то, что станет его определяющей работой. Расплескавшись по экрану, как мертвец с топором, «Зловещие мертвецы» стремились шокировать, оскорбить, вызвать отвращение и развлечь. Этот фильм заслужил свое место в сердцах поклонников ужасов благодаря многочисленным продолжениям, телешоу, римейку, сценическому мюзиклу, видеоиграм и множеству товаров.
То, что начиналось как малобюджетный эксплуатационный фильм, превратилось в любимую мультимедийную франшизу. Трио Сэма Рэйми, его брата Теда и главного актера Брюса Кэмпбелла вот уже 40 лет развлекает массы смесью крайнего насилия и черного юмора. От современных фильмов о супергероях до прорыва братьев Коэнов - «Зловещие мертвецы» оказались краеугольным камнем современного жанрового кинопроизводства.
Четыре десятилетия - это долгий срок, чтобы что-то оставалось таким актуальным. На подходе пятая часть киносериала: Evil Dead Rise выйдет в 2022 году, а в следующем году выйдет новая видеоигра. Итак, что может быть лучше, чем погрузиться в пропитанную кровью историю культовой классики?
Зловещие мертвецы начали свою жизнь как короткометражка Super 8 под названием «В лесу». Выпущенный в 1978 году, Сэм Рэйми снял фильм в надежде привлечь инвесторов, чтобы переделать его в полнометражный фильм. Как и в фильме, которым он станет, в «В лесу» снимаются Брюс Кэмпбелл и его друзья, пытающиеся выжить против демонических сил в отдаленной хижине. Инди-короткометражка, снятая всего за 1600 долларов, нашла небольшую аудиторию в кинотеатре в Детройте, где ее показывали вместе с показом киношоу «Рокки Хоррор».
План использовать Within the Woods как средство обеспечения финансирования не совсем удался. В конечном итоге Рэйми связывался со всеми инвесторами, которых мог, и просил о финансировании, и в конечном итоге ему удалось собрать достаточно, чтобы покрыть предполагаемый бюджет фильма в 375 000 долларов. Приступив к жесткому графику съемок с небольшой съемочной группой, состоящей из семьи и друзей, 20-летний режиссер провел всех через то, что Брюс Кэмпбелл назвал «двенадцатью неделями безрадостных упражнений в агонии».
Эти долгие и мучительные дни не прошли даром. Фильм вызвал интерес у дистрибьюторов и получил похвалу от иконы ужасов Стивена Кинга, чей энтузиазм побудил известных критиков написать рецензию на этот фильм. Несмотря на цензуру, обвинения в непристойности и даже полный запрет в некоторых странах, «Зловещие мертвецы» нашли свою аудиторию, заработав более 27 000 000 долларов по всему миру.
Противоречия только способствовали росту популярности фильма. Редкое сочетание того, что «Зловещие мертвецы» были названы «противным видео» и получили признание критиков, сделало его хитом в Великобритании. Британский продюсер Стивен Вулли увидел коммерческий потенциал, поддержав фильм большим рекламным бюджетом и обеспечив его успех как в кинотеатрах, так и в домашнем видео. Сетевая смекалка Сэма Рэйми позволила «Зловещим мертвецам» увидеть всех нужных людей. Он был уверен в том, что он сделал, используя положительные отзывы, чтобы создать волну поддержки.
При просмотре «Зловещих мертвецов» в наши дни это по-прежнему поразительный образец кинематографической гадости, особенно с новаторским использованием импровизированной стедикама. Камера была прикреплена к куску дерева, и члены съемочной группы носили ее с собой, чтобы получить классический снимок от первого лица, на котором сущность мертвецов преследует жертв. Тяжелые протезы упомянутых мертвецов создают тревожный вид, каждый актер покрыт гротескным гримом, а их голоса превращаются в пронзительную ноту. Эти монстры действительно пугают и остаются таковыми вот уже 40 лет.
Самый интересный элемент оригинального фильма - его главный герой. Мы привыкли к Эшу Уильямсу как к шутливой машине с бензопилой и дробовиком. Демон, убивающий задир в каноне ужасов. Но здесь, в своем первом путешествии, Эш всего лишь попутчик хаоса. Брюс Кэмпбелл играет персонажа с кротким, почти пассивным подходом. Он может быть главным героем, но Эш не совсем человек действия. Он в невероятной ситуации и реагирует примерно так, как и следовало ожидать: он напуган и в основном некомпетентен.
Конечно, отсутствие черной комедии по сравнению с сиквелами налицо. Зловещие мертвецы не играют прямо, но это жестокое дело. Актерский ансамбль подвергается нападкам безосновательно, потому что именно так действуют Deadites. Они даже не читают из Книги Мертвых, а просто нажимают плей на магнитофоне.
Эта жестокость и крайнее насилие сочетаются с фарсом, что позволяет Кэмпбеллу продемонстрировать некоторые из своих физических комедийных навыков. Более совершенная версия этого будет занимать центральное место по мере развития франшизы, но здесь видны корни. Говоря о корнях, нельзя говорить о «Зловещих мертвецах», не упомянув самую печально известную сцену. Грубым включением служит злое дерево, прижимающее женщину к земле и насилующее ее. Это говорит о молодости Сэма Рэйми как режиссера-новичка - он хотел создать что-то возмутительное, не обращая внимания на цензуру или ограничения. Он по-прежнему имеет дурной вкус, и его так же легко можно вырезать, даже если он не такой наглядный, как вы помните.
Зловещие мертвецы - это не лоск и изысканность. Это эксперимент лагерной жестокости. Зрители не так шокированы его содержанием сегодня, да и как они могли быть? Спецэффекты и приемлемый уровень насилия в хоррорах далеко за пределами того, что было в 1981 году. Но в «Зловещих мертвецах» есть такие впечатляющие инновации, даже если это похоже на тревожный домашний фильм, на какую-то хреновую работу, которую вы найдете в «Зловещих мертвецах». подвал садиста. Это было сделано во времена, когда границы постоянно раздвигались, во времена Техасской резни бензопилой и Холокоста каннибалов. Кинозрители знакомились с новыми извращенными идеями и поощряли их коммерческой поддержкой.
Вам нужно только оглянуться, чтобы увидеть влияние «Зловещих мертвецов». Кинематографисты, такие как Питер Джексон, Эдгар Райт, Дрю Годар и Ларс фон Триер, включили его элементы в свою работу. Здесь зародился целый поджанр ужасов об удаленных хижинах, на которые нападают злые силы. Путь, по которому пошла карьера Сэма Рэйми, также оказался влиятельным: его трилогия о Человеке-пауке легла в основу современного голиафа, то есть фильмов о супергероях.
Помощником в монтажной «Зловещих мертвецов» был молодой Джоэл Коэн, который воспользовался идеей Рэйми снять короткометражный фильм, чтобы обеспечить финансирование полнометражного фильма со своим братом Итаном. Это привело к созданию Blood Simple, создав неразрывную связь между Рэйми и легендарной карьерой братьев Коэнов.
Поклонники продолжают праздновать все, что связано с «Зловещими мертвецами», и франшиза выдержала критику. Очарование, юмор и жестокость передаются из поколения в поколение как потребителям, так и критикам. В этот 40-й год с тех пор, как мир впервые увидел «Зловещих мертвецов», он до сих пор считается одним из величайших достижений культового кинематографа. Есть только одно слово, которым можно охарактеризовать такое легендарное происхождение: Groovy..