Я не завидую Брэндону Кроненбергу. Нравится ему это или нет, но у него обувь астрономических размеров. Сравнения между его отцом, Дэвидом Кроненбергом, и его работой неизбежны, несправедливое ожидание, возложенное на кинорежиссера-второкурсника.
И в первые моменты «Владетеля» сценарист и режиссер Брэндон Кроненберг показывает, что он более чем способен нести легендарный факел ужасов своего отца, с этим совершенно оригинальным психоделическим кошмаром.
Последняя работа известной убийцы Таси Вос (Андреа Райзборо) стала грязной. Известная своей хирургической точностью, последнее убийство Таси было далеко не чистым, поскольку она решила нанести удар своей цели десятки раз. Это было напрасно чрезмерно, даже нехарактерно, и, что еще более тревожно, кажется, что она наслаждается этим актом.
В недалеком будущем технология владения телом используется корпорацией, специализирующейся на высококлассных убийствах. Эта технология используется Тасей, чтобы контролировать мирных жителей как марионеток и заставлять их совершать для нее убийства. Акцент делается на создании железных повествований, например, почему одержимый человек убьет цель, а не сосредоточится на фактическом методе казни. Хотя эта технология позволяет Тасе и ее работодателю оставаться неуловимыми, за нее приходится платить значительную цену.
Процедура оказывает негативное влияние на сознание, начиная от дезориентации и заканчивая необратимым повреждением головного мозга. В случае с Тасей у нее начинают возникать бурные фантазии и побуждения, которые становится все труднее подавлять. Вместо того, чтобы справиться с ослаблением контроля над своим разумом и телом, Тася предпринимает свой самый сложный удар, доводя ее до предела.
Кроненберг осуществил свое видение действительно уникального и единственного в своем роде сочетания ужасов и научной фантастики. Технология и ее переменные фантастичны и умопомрачительны, но мир Владельца вполне правдоподобен. Корпорации контролируют все, вплоть до того, что они участвуют в убийствах, чтобы подорвать друг друга. Здесь нет сумасшедших ученых-монологов или злодеев крупнее жизни. Этот приглушенный мир наполнен обманом, разлагающимся чувством собственного достоинства и вызывающим отвращение насилием.
Задание Таси включает в себя ее обладание Колином (Кристофер Эбботт), бойфрендом дочери ее цели, и дестабилизацию его отношений, чтобы люди поверили, что он «щелкнет» и убьет цель. Хотя процесс владения позволяет Тасе выглядеть как Колин, от нее зависит убедительно жить, как он.
Ранняя сцена, напоминающая «Жизнь других» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, показывает, как Тася наблюдает за квартирой Колина и его девушки из соседнего дома. Она изучает его поведение и манеры, повторяя про себя отдельные слова и фразы, которые он произносит вслух. Хозяина выбирают не по его физическим способностям; скорее, они представляют собой оболочку безграничного шпионского потенциала. Использование того, что наблюдала Тася, станет средством для достижения цели, как только она возьмет под контроль.
Андреа Райзборо проделала фантастическую работу, запечатлев Тасю как аутсайдера во всех смыслах этого слова. Нам не нужно говорить, что она теряет понимание вещей, поскольку мы видим, как разветвления ее работы рвут волокна ее существа. От общения с коллегами, и даже ее мужем и сыном, ощущение дискомфорта, вызывающего мурашки по коже, было бы преуменьшением.
Перед тем как войти в свой дом, Тася стоит на подъездной дорожке, декламируя заранее заданные ответы на возможные вопросы мужа - мало чем отличается от того, как она это делает на этапе исследования хита. А оказавшись с семьей, она словно отсчитывает секунды, прежде чем снова сможет остаться одна, только утешенная работой.
Другая сторона повествования Владельца рассказывается от тела Колина, как только Тася становится доминирующим присутствием. Поразительно, как Кристофер Эббот может воспроизводить определенные непоколебимые манеры Райзбура, которые мы, зрители, не можем не заметить. И хотя работа начинается достаточно гладко, ослабевающий контроль Таси над своей личностью приводит к войне между телом и разумом хозяина и обладателя. Когда Колин начинает бороться за господство над своим телом, оба персонажа погружаются в кошмарную борьбу за сохранение чувства идентичности.
Вот где фильм начинает дрейфовать от научной фантастики к немыслимому и сокрушительному изображению потери себя. «Владетель» представляет собой одну из самых странных и сильных сцен года, когда владелец ухитряется передать Тасе контроль над Колином. Мы видим, как разворачивается сказочная последовательность, когда восковое тело тает, вспыхивают неоновые огни и звучит ужасающий синтезаторный саундтрек. Визуальные эффекты пугающие, сбивающие с толку и причудливо эротические, напоминающие возбуждающее кислотное трип чрезмерно возбуждающих образов и звуков.
Позже мы видим буквальное изображение психологической войны Колина и Таси, смещение доминирования, которое проявляется в сказочном изображении Колина, буквально отрывающего лицо Таси. Это свидетельствует о восстановлении его господства, но он исследует ее воспоминания с ее точки зрения, надевая ее лицо, как маску на Хэллоуин.
Нет никакого другого способа сказать это, но вторая половина Possessor - это мозговуха, которая гарантирует, что вы не сможете перестать думать об этом, превращаясь больше в незабываемые моменты ужасной, пронизывающей до костей крови, и кровопролитные случаи насилия. Каждый случай насилия намеренно организован, чтобы вызвать самую интуитивную реакцию, никогда не ощущается как запоздалая мысль или просто служит для привлечения поклонников ужасов. Я бы сравнил подход Кроненберга к насилию с подходом Джереми Солнье («Зеленая комната», «Голубые руины»). Оба режиссера скупо используют насилие, но придают ему отвратительную жестокость, что делает его незабываемым.
Это применение незабываемо тошнотворного насилия подпитывает один из самых шокирующих и тревожных финалов фильма года. Бурный взрыв подавленных побуждений и постоянный конфликт сохранения своей идентичности печален, внезапен и вызывает отвращение. Это идеальное завершение фильма, который, прежде всего, не похож ни на что другое, что вы смотрели в этом году.
Владетеля нельзя пропустить.
Вердикт
В «Владыке» Брэндон Кроненберг смешивает научную фантастику и ужасы, чтобы рассказать о психоделическом кошмаре разума, тела и их искаженной интерсекциональности. Совершенно оригинальная история о корпоративном насилии и умопомрачительных ставках на личность, которые превращаются в незабываемый кошмар. 9