Да ладно, ребята, все было не так уж и плохо.
Хоть я и признаю, что Deliver Us From Evil Скотта Дерриксона не оправдал надежд, на которые я надеялся, я ошеломлен количеством критики, которую он получает. В настоящее время фильм имеет 32 процента на Rotten Tomatoes, что меня расстраивает, потому что я чувствую, что, хотя он не может быть успешным на всех фронтах, фильм чертовски достоин восхищения тем, что пытается сделать что-то другое в рамках ограничений жанра экзорцизма. В этой статье я хочу рассмотреть некоторые аргументы критиков против фильма.
(следуют спойлеры)
Как выздоравливающему католику, использование демонических элементов всегда будет раздражать меня. Это никогда не терпит неудачу. Несмотря на то, что я не верю в дьявола, страх перед ним настолько укоренился во мне, что фильмы об экзорцизме (даже такие дерьмовые, как «Дьявол внутри») повлияют на меня хотя бы немного. Что делает «Избавь нас от лукавого» более эффективным, чем другие, так это то, что Дерриксон (вместе со своим соавтором Полом Харрисом Бордманом) прочно обосновывает сверхъестественные элементы реальностью. Ужасно-процедурные гибриды были сделаны и раньше (на ум приходит Сердце Ангела), но я впервые могу вспомнить, когда за последнее время кто-то так чертовски серьезно отнесся к его сверхъестественным элементам. И со времен «Экзорциста» в 1973 году фильм об одержимости не казался настолько похожим на реальный мир. Может быть, Сущность, но это было скорее демоническое домогательство.
Дерриксон заявил в интервью, что он на самом деле человек веры, что определенно проявляется в этом фильме. Не только из-за этого проповеднического фрагмента в конце при крещении ребенка Сарчи, но и из-за неизменно торжественного тона в отношении духовной битвы между добром и злом, в которую вступают Сарчи и Мендоса. Это намного более увлекательно и искренне, чем должен быть фильм об экзорцизме.
Некоторые негативные отзывы о фильме, которые я читал, называют его историю бессвязной и бессвязной. Это аргумент, который я действительно не понимаю. Сначала может показаться, что Сарчи и его напарник Батлер бесцельно разъезжают по Бронксу, отвечая на случайные звонки, но быстро становится очевидным, что все это нить, ведущая к духовному путешествию Сарчи. Мертвый младенец в переулке, семейная ссора, выбрасывание младенцев в зоопарке - все это связано с тем, чтобы помочь Сарчи смириться с «истинным злом», о котором говорит Мендоса. Сарчи видел столько ужасного дерьма в «канализации» (как он называет свою работу), что это подкрепляет аргумент Мендосы. Он переходит от неверия в Бога из-за увиденного дерьма к признанию всего этого признаком истинного зла. И все это действительно кажется органичным, отчасти благодаря солидной игре Эрика Баны (несмотря на отрывочный нью-йоркский акцент).
Я также слышал, как критики ворчали по поводу темпа, что требуется слишком много времени, чтобы действительно получить толчок. С этим я тоже не согласен. История построена как полицейский процесс, поэтому в начале ей намеренно не хватает агрессивного темпа. Мы видели трейлер, постер, рекламу и т. д., поэтому знаем, что происходит. Сарчи не знает, поэтому ему приходится использовать свои детективные навыки и мускулы Попая, чтобы разобраться в этом дерьме. Это действительно интересный способ рассказать историю изгнания нечистой силы, гораздо более убедительную, чем когда кто-то одержим, а затем изгнан, бросьте титры. Один критик, которого я читал, даже жаловался, что экзорцизм происходит в конце фильма. Скажи что? Именно тогда это происходит почти во всех фильмах об экзорцизме, которые я когда-либо видел, поэтому, если они не жалуются на то, что это клише, я действительно этого не понимаю.
Другой распространенной жалобой был забавный человек Джоэл Макхейл, играющий измученного копа-энтузиаста ножей, «адреналинового наркомана». Хорошо, с тобой на этом. Очень тяжело смотреть сквозь пальцы на Макхейла, саркастичного, остроумного комика, каким он и является. Я его тоже иногда не покупал. Однако нельзя отрицать братскую химию между ним и Баной на экране. Они были вполне правдоподобны как партнеры, ребята, которые, вероятно, годами разъезжали по ночам, используя юмор, чтобы справиться с больной стороной человечества, с которой они сталкивались каждую смену. Во время его драки с Сантино на лестничной площадке я единственный раз мог видеть Макхейла и чувствовал, что наблюдаю за персонажем Батлера. Как только он понял, что не может победить, в игре Макхейла появилась какая-то чертова убежденность. Мне стало жаль этого ублюдка-мачо.
Единственная главная претензия, с которой я полностью согласен, это использование The Doors в качестве основного сюжета. Было бы неплохо упомянуть один или два раза, чтобы помочь Сарчи связать случай Джейн с другими, но использовать его во время кульминационной сцены изгнания нечистой силы было жалко. Как только раздался наполненный героином голос Джима Моррисона, он полностью сломал сверхъестественное ощущение момента. Говоря о сцене изгнания нечистой силы, святое дерьмо. Это был адский процесс. Мне нравится, что в нем были этапы, и что и Сарчи, и ветеран борьбы с демонами Мендоса поскользнулись во время инцидента, почти став жертвой манипуляций Сантино.
Люди тоже ссорились из-за Оливии Манн, и хотя я согласен, что она не самая лучшая актриса, ей было не так уж много работы.
Да, «Избави нас от лукавого» наполнено клише и элементами, которые мы видели бесчисленное количество раз в фильмах об экзорцизме и полицейских, но Дерриксон представляет их по-настоящему освежающим и серьезным образом. Даже невероятно утомительная фраза «ваша работа поглощает вашу жизнь, и вы игнорируете свою семью, и, кстати, я беременна», через которую проходит, казалось бы, каждый детектив на большом экране, здесь кажется творческим на фоне сверхъестественного. Прежде чем полностью отклонить его из-за волны негативных отзывов, я предлагаю проверить его. Фильмы об экзорцизме с большими релизами в последнее время были довольно хромыми («Дьявол внутри», «Душа дьявола»), но «Избави нас от лукавого» - определенно свежий и убедительный подход с такой густой атмосферой, что ее можно было разрезать ложкой.