В поисках изначального себя: «Измененным состояниям» Кена Рассела исполнилось 40 лет

В поисках изначального себя: «Измененным состояниям» Кена Рассела исполнилось 40 лет
В поисках изначального себя: «Измененным состояниям» Кена Рассела исполнилось 40 лет

Кен Рассел Киноверсия единственного романа Пэдди Чайфски Altered States, является одним из самых дальновидных произведений начала 1980-х годов. кино. Это смелое исследование сознания, религиозного опыта, эволюции и самого смысла человечества. Он также столкнулся с рядом производственных проблем, связанных с сильными личностями Рассела и Чайевского, в результате чего сценарист прекратил свое участие в фильме и удалил свое имя из готового продукта.

Оригинальный роман возник в результате обсуждения среди друзей, в том числе Чаевского и легендарного режиссера и хореографа Боба Фосса. Очевидно, они сочувствовали своей голливудской борьбе, когда всплыла тема ремейка Дино ДеЛаурентиса «Кинг-Конг» (1976). Они решили, что им следует создать свой собственный римейк фильма о монстрах, но основанный на какой-то научной реальности. Покинув это собрание, Чайевский вернулся домой и написал трехстраничную трактовку того, что впоследствии стало романом.

Altered States - это, по сути, современный пересказ «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда». Его гораздо больше интересуют научные методы, ведущие к разделению высшего и низшего «я», чем классическая новелла Роберта Льюиса Стивенсона, в которой основное внимание уделяется расследованию преступлений Хайда, но суть исследования двойственности человека лежит в основе романа. оба. Роман написан скудной, эффективной прозой сценария, но при этом остается легко читаемым, несмотря на обильное использование Чайевским научного и медицинского жаргона. Одна из самых удивительных вещей в романе - это то, насколько он похож на законченный фильм. Можно было бы предположить, что такой писатель, как Чайевский, снял свое имя с фильма из-за того, что режиссер позволил себе слишком много вольностей в своей работе, но, похоже, это не так. Похоже, дело в том, что Чаевски и Рассел просто не любили друг друга.

Image
Image

Режиссер «Бонни и Клайда» Артур Пенн изначально был назначен режиссером фильма и руководил им на протяжении большей части подготовки к съемкам, включая кастинг. Очевидно, из-за разногласий с Чаефски Пенн покинул фильм, и продюсеры искали режиссера с визуальным воображением, который заменил бы его. Они остановились на Кене Расселе, который был известен своими странными, но потрясающими образами в таких фильмах, как «Дьяволы» (1971) и «Кто такой Томми» (1975), но не особенно кассовыми блокбастерами. Оглядываясь назад, Рассел был идеальным выбором для «Измененных состояний» - фильма, ключевой частью повествования которого являются галлюцинации. В рецензии на один из своих более поздних фильмов, «Готика» (1986), писатель, критик и печально известный чудак Харлан Эллисон сказал: «Кен Рассел использует пленку, чтобы смотреть на вещи, которые нам не только не хочется видеть, но и смотреть на вещи. мы даже не представляем себе существование. В контексте рецензии (собранной в книге «Наблюдение Харлана Эллисона») это высокий комплимент, поскольку Эллисон называет Рассела одним из немногих живших тогда истинных гениев кинопроизводства наряду с такими, как Бунюэль, Куросава, Феллини, Кубрик и Коппола. Как и в случае с названной компанией, у Рассела было особое видение, и он не желал идти на компромисс с ним.

«Я не думаю, что Пэдди когда-либо работал с режиссером, который не был бы податливым, - сказал Рассел New York Times в начале 1981 года, - он делал предложения, а я вежливо выслушивал, а затем не соглашался». ». Другие источники, в том числе продюсер фильма Говард Готфрид, говорят, что Рассел хорошо работал с Чаефски во время подготовки к съемкам, а затем стал довольно жестоким, когда начались съемки. Какова бы ни была реальность, Чаефски, всегда вовлеченный в процесс съемок с момента своего первого крупного фильма «Марти» (1955), покинул производство, заменил свой сценарий на псевдоним Сидни Аарон и отказался даже когда-либо смотреть фильм. Возможно, Чаефски считал, что должен был сам снять фильм. Это явно была личная работа для него, и его критика деталей, таких как освещение и цветовые схемы на съемочной площадке, предполагала стремление к режиссерскому креслу. К тому времени он получил своего третьего Оскара за сценарий за фильм «Сеть» 1976 года (два других - «Марти» и медицинскую сатиру 1971 года «Больница»); Переход к режиссуре кажется естественным шагом для сценариста, так глубоко вовлеченного в процесс создания фильма. Вся история, возможно, никогда не будет известна, но теперь фильм был твердо в руках Кена Рассела.

Image
Image

Сам фильм, не теряя времени, представляет своих персонажей и ситуации. Сюжет фильма и диалоги подаются с головокружительной скоростью, чтобы отнять время у его более визуальных и эзотерических элементов. Мы немедленно знакомимся с доктором Эдвардом «Эдди» Джессапом (Уильям Хёрт) и его ассистентом Артуром Розенбергом (Боб Балабан), когда Джессап переживает сначала отправляйтесь в резервуар сенсорной депривации. Выйдя из резервуара, Джессап замечает, что во время эксперимента у него были галлюцинации - в основном религиозные образы из книги Откровения. Артур также говорит ему, что Джессап, казалось, заново переживал смерть своего отца, чего Джессап не помнит. Позже, во время вечеринки в доме Артура, Джессап знакомится с Эмили (Блэр Браун), молодой доктором философии. кандидат, и у них завязывается роман. Из этих ранних сцен мы узнаем, что в детстве Джессап видел религиозные видения, но отказался от Бога после долгой и мучительной смерти отца от рака. Теперь он изучает шизофреников из-за интенсивности их религиозного опыта. Фильм часто связывает религиозный экстаз с сексуальным экстазом, а также с эйфорией научных открытий.

В начале происходит ключевая сцена. Эмили просит Эдди жениться. Он избегает вопроса и сначала сопротивляется, говоря, что она не знает, во что ввязывается, связываясь с ним. Но Эмили оказывается более чем осведомленной о том, кто такой Джессап, и выдвигает свой лучший аргумент в пользу их союза.- Ты фанат Фауста, Эдди. Вы бы продали свою душу, чтобы найти Великую Истину. Что ж, в человеческой жизни нет великих истин. Мы рождаемся в сомнениях. Мы проводим свою жизнь, убеждая себя, что мы живы. И один из способов сделать это - мы любим друг друга, как я люблю тебя». Самая большая проблема Джессапа в том, что он не способен на такой простой и неинтеллектуальный поступок, как любовь. Его ответ, по сути, заключается в том, что он не думает, что может добиться большего успеха, чем Эмили, поэтому он соглашается жениться. Эмили чувствует, что это самое близкое к ей признание в любви от него.

Image
Image

Flash Forward несколько лет и двое детей спустя (один из них Дрю Бэрримор в роли их дочери Маргарет «моргни, и ты пропустишь это»), и Джессап раскрывает Артур, что они с Эмили расстаются. Он направляется в Мексику, чтобы найти галлюциногенный гриб, о котором он недавно узнал, а она едет в Африку с детьми, чтобы изучать приматов. Сразу после этого следует ключевая тематическая сцена. Джессап объясняет природу памяти и то, что он называет истинным, изначальным «я». «Память - это энергия, она не исчезает просто так. Он все еще там. Есть физиологический путь к нашему более раннему сознанию… Я думаю, что это истинное я, это изначальное я, это первое я - это реальная, измеримая, измеримая вещь, осязаемая и воплощенная… и я найду этого ублюдка».

Последовательности поисков Джессапом изначального «я» - это то, где таланты Рассела как уникального провидца вступают в наибольшую игру. Галлюцинация в мексиканской пустыне причудлива и завораживает. Лично я никогда не был под влиянием галлюциногенов, но «Измененные состояния» во многих случаях делают такой субъективный опыт «невозможно снять на видео» очень реальным. По словам Рассела, это также единственные моменты, в которых он допускал много вольностей из сценария. Снова для статьи в New York Times Рассел сказал: «Мы сняли каждое слово, написанное Пэдди, за исключением некоторых незначительных изменений в мексиканских эпизодах… на самом деле, я был более верен сценарию в «Измененных состояниях», чем в любом предыдущем фильме. и я думаю, что сделал это справедливо. Незабываемы видения, показанные в галлюцинациях на протяжении всего фильма - семиглазая, семирогая голова овцы на распятом теле мужчины, рыбы, плавающие в облачном небе, сюрреалистические пейзажи пустыни с нелепо окрашенным небом, Эмили в позе ящерицы, превращающаяся в соляной столп, но все они служат целям темы и истории.

Image
Image

Фильм на удивление сдержан в раскрытии действительно причудливых элементов повествования: экстернализации галлюцинаций Джессапа и регрессии к проточеловеческой форме. Его привозят с сеанса в резервуаре сенсорной депривации, он не может говорить и с кровью на лице - от козы, которую он ел в своем видении. Рентгеновские снимки его головы и шеи показывают физиологические изменения в то, что он называет «квазиобезьяньим существом» или обезьяноподобной формой. Оттуда все становится действительно странным. У нас также есть возможность увидеть волшебство великого художника по гриму Dick Smith. В сцене с частичной трансформацией мы впервые видим технику, которую год спустя в «Американском оборотне» в Лондоне назовут революционной: использование воздушных пузырей для обозначения болезненных изменений в физиологии человека. Это остается поразительным эффектом и по сей день, и на протяжении 80-х годов его использовали в таких фильмах, как «Вой» (1981), «Сканеры» (1981) и «Нечто» (1982) среди многих других.

При всех своих диких образах, галлюцинаторных путешествиях, религиозных, эволюционных и научных исследованиях, величайшая тема «Измененных состояний» является самой основной во всем искусстве, литературе, музыке и кино. В конечном счете, ранний разговор с Эмили и последние моменты фильма показывают, что на самом деле нужно Джессапу, чтобы найти свое изначальное «я», свое истинное «я». Все сводится к самому редкому и важному из человеческих переживаний - быть любимым и любить в ответ. Единственное, что было так неуловимо для него, это то, что все это время смотрело ему в лицо. Это может звучать банально, но это также самая основная из всех человеческих потребностей. Для ядра нашей человечности быть чем-то таким чистым, таким простым, но часто таким трудным для жизни - это довольно элегантно. Это находится за пределами инстинкта его примитивного воплощения, вне досягаемости его интеллекта, и его будущее эволюционное «я» не может постичь. Даже его самая чисто человеческая форма не может по-настоящему познать себя или даже быть собой без нее. Но с любовью и признанием любви он находит свою человечность - свое истинное «я». Как и все мы.

Image
Image

Процитированные работы:

Бакли, Том (1981, 16 января). В КИНО; Кен Рассел о споре об «измененных состояниях». Нью-Йорк Таймс. Получено с www.nytimes.com

Эллисон, Харлан «Наблюдение Харлана Эллисона [Вторая серия], Корпорация Килиманджаро. 1986. Издание, опубликованное Open Road Media, Inc., Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. 2014