Если «Новое платье императора» Ганса Христиана Андерсена было выдуманной притчей об эпохе индустриализации на Западе, то фестиваль Fyre войдет в историю как реальный аналог эпохи цифровых технологий в 21 веке.
В эпоху, когда проецирование совершенства вознаграждается не только лайками, но и финансовым вознаграждением, стоит ли удивляться, что люди купились на пустую шелуху, которой был Fyre, проецируя на нее свои надежды на идеальные выходные, потому что его маркетинг выглядел хорошо в Instagram?
В 2017 году очень обычный парень лет двадцати пяти по имени Билли МакФарланд в партнерстве с рэпером Ja Rule запустил приложение для бронирования музыкальных групп под названием Fyre. В момент вдохновения они решили, что организовать физический фестиваль на Багамах - это идеальный способ продвижения услуги, которая существует только в киберпространстве.
В последние годы Instagram вдохнул новую жизнь в музыкальные фестивали. От цветочных корон на Coachella до идеальной прически, спонсируемой сухим шампунем, лето никогда не поддавалось больше документированию. Фестиваль Fyre обещал стать зенитом фестивалей, беспрецедентным и несравненным.
На одном из Багамских островов был снят короткометражный фильм для продвижения еще не запланированного фестиваля. Для участия в нем были приглашены амбициозные члены королевской семьи Instagram от Кендалл Дженнер до Беллы Хадид, Эмили Ратаковски и Шанель Иман, все, что им нужно было сделать, это провести выходные на указанном острове и выглядеть так, как будто они веселятся с Билли, Джа и их командой. Интернет-сенсация, Jerry Media, была куплена, чтобы управлять социальным видением и создавать оксюморонный онлайн-бренд Fyre: эксклюзивность для всех. Это было подытожено неуловимой выжженной оранжевой плиткой, размещенной такими людьми, как Дженнер. Согласно документальному фильму, ей, как сообщается, заплатили 250 000 долларов за ее пост. Она не заявляла пост как рекламу.
Это сработало, видео выглядело потрясающе. «Реальный опыт превосходит ожидания», - заявил голос за кадром в стиле компьютерного симулятора в начале, уверяя зрителей, что они вот-вот перейдут на следующий уровень. Это, как было заявлено текстом на экране, будет «преобразовывать». Это говорило о врожденном желании каждого миллениала самосовершенствоваться любой ценой.
Если бы утопия проводила фестивали, это выглядело бы как короткий рекламный фильм, снятый в те выходные. Я помню, как сидел в офисе в тот день, когда он упал, мои коллеги были взволнованы и заинтригованы. Один даже сказал, что собирается купить билет. Они стоят от 500 до 1500 долларов. Это казалось смешным, но, боже, на секунду мне захотелось выглядеть как женщины в этом видео.
Билли и Джа обещали мир. Лучшее из лучшего, роскошь на каждом шагу. Билеты на фестиваль, которого тогда еще не было, были распроданы.
Вскоре стало ясно, что Fyre, как его рекламировали, не может и не будет существовать, и в замедленной съемке инстаграмная фантазия - роскошные палатки, виллы премиум-класса, глянцевые яхты, изысканные канапе, частные самолеты - столкнулась с реальность - дрянные палатки, плохой массовый кейтеринг, плохая логистика, потные, душные болота - стандартные коммерческие самолеты - и по прибытии в апреле 2017 года весы социальных сетей вскоре упали с глаз их посетителей.
Все развалилось. Макфарланд, получивший от инвесторов десятки миллионов долларов, был признан виновным в мошенничестве. Сейчас ему 27 лет, он находится где-то в федеральной тюрьме в США из-за своей аферы в социальных сетях.
Fyre Festival - притча нашего времени, МакФарланд - ее главный герой. Как, спрашивали люди, ему удалось обмануть так много людей? Как он убедил людей купить фэнтези?
Ответ, безусловно, очевиден. Это везде. Во всех социальных сетях влиятельные лица продают нам воздушные замки. Макфарланд просто пытался сделать это в больших масштабах, и любой, кто перешел ему дорогу, от его сотрудников в Fyre до багамских рабочих, которым никогда не платили за их труд, был побочным ущербом.
Fyre говорит о поколении миллениалов больше, чем мы готовы признать. Это суровое напоминание о том, что все, все выглядит лучше отредактированным и отфильтрованным. Билеты на фестиваль были распроданы, потому что люди почувствовали, что на выходные они могут быть как Белла, Шанель и Кендалл. Чтобы их тоже увидели, оценили и задокументировали.
Люди не покупали билеты на фестиваль, когда подписывались на Fyre, они подписывались на образ жизни. Теперь мы начинаем понимать, как социальные сети влияют на нас, как они привлекают нас и говорят о нашем врожденном желании знать, что мы существуем, и постоянно подтверждать свое существование.
Мы торгуем статусом в социальных сетях. Это очевидно, определяется тем, сколько у вас подписчиков, сколько лайков вы получаете. Fyre появился как ярлык, способ поиграть с системой и подняться на несколько уровней выше.
Нам постоянно говорят исследования за исследованиями, что миллениалы ценят впечатления выше вещей. Это часто преподносится как искупительная черта поколения, которое часто называют солипсистским и эгоцентричным. Однако правда в том, что опыт можно инстаграмировать. Чем лучше опыт, тем больше его кеш в социальных сетях. Fyre был оптимальным опытом. Он был задуман для Instagram, он существовал только там.
МакФарланд был его аудиторией, поэтому афера сработала. Я сомневаюсь, понял ли он, что это была афера. Он хотел быть признанным больше, чем кто-либо в его команде, поэтому он так упрямо продавал людям идею, видение, иллюзию без малейшего угрызения совести. Какую часть нашего мозга мы все отключаем каждый раз, когда публикуем идеальный ракурс, хороший свет, который появляется только на 10 минут утром, или основные моменты нашей недели, как будто это все, что есть?
Посмотрев документальный фильм, я почувствовал себя тронутым. На меня нахлынула тревога: «Мошенник ли я?» Я продолжал спрашивать себя. Я слишком много обещаю? Делаю ли я вещи лучше, чем они есть? В наши дни в Интернете никто открыто никого не вводит в заблуждение, и при этом они не являются полностью честными.
В 1977 году Сьюзан Зонтаг написала эссе под названием «О фотографии», в котором рассказывалось о появлении новой формы искусства и заре потребительства.
«Потребность в подтверждении реальности и улучшении опыта с помощью фотографий - это эстетическое потребительство, от которого сейчас все пристрастились, - писала она, - индустриальные общества превращают своих граждан в наркоманов изображений; это самая непреодолимая форма умственного загрязнения».
Потребляли ли мы когда-либо и производили больше отредактированных изображений, чем сейчас? Fyre был когнитивным диссонансом, который мы все ежедневно наблюдаем в Instagram. Разве покупка билета на него так сильно отличалась от покупки книги по самопомощи, написанной инфлюенсером без квалификации в области психологии? Чтобы следить за парой знаменитостей, вы знаете, что они, вероятно, не вместе в реальной жизни? Принимать советы по карьере от инстаграммера в возрасте 20 лет, который еще не сделал карьеру?
Это может быть только вопросом времени, когда МакФарланд выйдет из тюрьмы и будет вознагражден экранизацией. Это будет похоже на Волка с Уолл-Стрит для цифровых аборигенов. Он был и остается современным Гэтсби, он работал, брал взаймы, использовал заемные средства и мошенничал, чтобы выглядеть определенным образом. В документальном фильме он запечатлел, как он отчаянно работал над тем, чтобы представить что-то в тысячу раз лучше, чем оно могло бы быть. Это было похоже на просмотр мультфильма о ком-то, кто был внушен миллениалу порно подработками.
Больше работайте, больше инстаграм, больше тратьте, лучше выглядите, и вы сможете преодолеть экономические трудности, с которыми вы столкнулись. Так постоянно твердят молодежи. Однако конечная цель (совершенная жизнь) недостижима по самой своей природе.
В великой гонке за то, чтобы стать лучшей версией себя, мы замалчиваем свои недостатки, редактируем то, что не хотим, чтобы люди видели, и притворяемся, что все в порядке, хотя на самом деле это совершенно не так.
The Fyre документальный фильм вышел как раз в тот момент, когда Управление по конкуренции и рынкам в Великобритании объявило, что они принимают жесткие меры после нескольких месяцев расследования в отношении влиятельных лиц, которым платят за продвижение контента в Интернете. Некоторые говорят, что это предотвратит проведение здесь Фестиваля Файра, я сомневаюсь в этом. Fyre - это нечто большее, чем спонсируемый контент. Даже если инфлюенсеры декларируют плату, которую они получают за то, что продают нам образ жизни, мы все равно покупаем мечту, которую, возможно, не сможем воплотить в реальность.
Отредактированная фантазия никогда не сможет соответствовать действительности. Мы настраиваем себя на вечное разочарование. Если вы долго смотрите на идеальную версию мира, то то, что вы видите вокруг себя, когда отрываете глаза от телефона, может только разочаровать.