Такую книгу, как Faultland, всегда будут читать неоднозначно. Пандемия COVID-19 еще не подошла к концу, но вот Сьюзи Вителло с историей, которая представляет ближайшее будущее Америки, опустошенной вирусом. Об остальном мире мало что упоминается, но вы можете предположить, что никто в этом антиутопическом будущем не вышел из пандемии особенно хорошо. Добавьте к этому подъем крайне правых фракций после переизбрания Дональда Трампа, а также изрядную дозу проблем, связанных с климатом, и в Стране разломов есть много вещей, с которыми многие люди просто не захотят взаимодействовать прямо сейчас. Если это кажется вам слишком реальным, то всегда есть тот факт, что Трампа все-таки не переизбрали, чтобы дать вам ощущение столь необходимого отделения от текста, но я не думаю, что это будет достаточным утешением.
Вителло, должно быть, написал эту книгу в лихорадочном темпе в прошлом году, но нет ощущения спешки и, что особенно важно, нет ощущения, что все происходящее выходит за рамки область возможностей. Многие романы-антиутопии довольно далеко заходят в своих апокалиптических темах, но «Страна разломов» настолько хорошо сбалансирована, что очень легко увидеть будущее, к которому мы несемся. Это чувство реальности будет самым неприятным; это, в конце концов, очень пугающее видение, тем более, что мы все видели в прошлом году, как легко все может развалиться.
Но я думаю, что многим читателям было бы полезно познакомиться с этой реальностью. Персонажи Faultland не слепы к правде о том, что происходит вокруг них. Они называют ультраправые группировки тем, чем они являются, - нацистами. Они знают, что приближается землетрясение, превратившее Портленд в зону бедствия, и знают, что дни становятся все жарче. Больше нет танцев вокруг проблем. Никаких эвфемизмов. Дела плохи, и их нужно исправлять.
Faultland - это в основном история семьи в кризисе. Они в кризисе, землетрясение разрушает Портленд, столь же шаткий в своих основах, как и сам город. Оливия, Шерман и Морган Воробей - разлученные братья и сестры. Оливия разводится со своим мужем, а их маленькая дочь Мелани оказалась в ловушке посередине. Шерман зарабатывает деньги на очень хитрых методах ведения бизнеса. Морган живет в цикле деструктивного поведения. Все трое братьев и сестер вращаются вокруг своего отца, Клайда, который серьезно болен деменцией и не очень хороший человек. Их мать, клей, который держал их всех вместе, умерла. Это портрет несчастной семьи, который, я уверен, многим знаком. Иногда семьи именно такие.
Vitello превращает Faultland в такой читабельный роман, сочетая оба этих элемента - антиутопический мир и антиутопическую семью. Семье приходится сплачиваться так, как не удавалось долгое время, чтобы справиться с последствиями землетрясения, а также справиться со своей собственной драмой. Патриарх Клайд, ослабленный стержень, вокруг которого они все вращаются, также является катализатором многих драм, и только выяснив это, все может начать меняться.
Поэтому нетрудно не заметить метафору в Стране Разломов. Землетрясение сосредоточено в Портленде, но есть вполне реальное ощущение, что за пределами разрушенного города жизнь продолжается, насколько это возможно. В конце концов, добровольцы, которые приходят на помощь, должны откуда-то прийти. Точно так же и за пределами семьи Воробьев жизнь продолжается - они просто настолько поглощены своими проблемами, что им трудно это видеть. Кое-что из этой жизни нехорошо - нацисты, климат и т. д. - но она есть, и поэтому ее можно изменить, просто существуя. Сосредоточив всю драму в одном месте, в одной семье, Вителло предполагает, что из антиутопии тоже есть выход. Это обнадеживающее замечание - то, что многие читатели пропустили бы, если бы отвернулись от темы, но в конце концов люди работают более активно, пытаясь изменить ситуацию.
И, по сравнению с другими антиутопиями, эта цель лучшего мира кажется вполне достижимой.