Когда близкий человек заболевает в определенном возрасте, возникает щемящее чувство, что это для него конец. На каком-то уровне человек осознает, что кто-то ближе к смерти, чем нет, и даже медицинская помощь в лучшем случае лишь ненадолго отсрочит смерть. Во всем этом есть бюрократия медицинских расходов и похоронная индустрия, чтобы отвлечь от проведения времени с человеком, чье время пришло. Последний роман Дэвида Оле «Смерть персонажа» - это размышление об этом опыте.
Молденке недавно стал бездомным из-за того, что его дом был снесен. Старый и больной, он решает отправиться на юг, чтобы прожить остаток своих дней в изолированной хижине, которой владела его семья. К нему присоединяются Берти, старая любовь, и Уитон, нейтродин, тип гуманоидного инопланетянина. Находясь в хижине, Молденке и его друзья общаются с местными жителями, разбираются с китайскими государственными служащими, которые взяли под свой контроль этот район, и делают все возможное, чтобы сохранить здоровье Молденке, пока он не доживет до конца своей жизни.
Дэвид Оул строит интересный мир в этом романе. Его можно охарактеризовать как «антиутопию», однако это не совсем подходящее слово для его описания. Американское общество и правительство пришли в упадок, и Китай вступает во владение. Это не считается особенно хорошим или плохим. Китайцы предоставляют инфраструктуру и товары, а также бюрократические вмешательства, такие как отказ от дома Молденке из-за недавно введенных правил. Порой их решения произвольны и нелепы. В какой-то момент они арестовывают охотника, которому Молденке разрешал ловить дичь в болотах вокруг своей хижины. Позже его отпускают и начинают платить за охоту в том же месте. Оле комментирует различные опасения некоторых американцев по поводу иностранного захвата власти, последней целью которого является Китай, представляя его как еще одну безличную силу, с которой приходится иметь дело обычным людям.
Мир романа также населен существами, называемыми «нейтродинами» или «нейтрами». Это существа, которые кажутся наполовину людьми, наполовину инопланетянами и наполовину роботами. Они действуют без особых эмоций. Почти вся их деятельность состоит из обслуживания или продажи товаров людям. Они производят молоко, питьевую мочу и мясо различных видов. В хижине Уитон знакомится с нейтральной женщиной по имени Дарлин. Эти двое начинают спариваться, чтобы производить детей на продажу, и это, по-видимому, очень нормально для нейтралов. Единственное, чего они терпеть не могут, так это мертвых тел. Они рассматривают общение с трупами как бремя. Это заставляет Молденке беспокоиться о том, что Уитон и Дарлин будут бить и плевать на его тело, как только он умрет. Их безразличие к смерти резко контрастирует с зацикленностью на ней Мольденке и меланхолическим принятием ее Берти.
Несмотря на то, что главной темой книги является смерть, она полна отличного юмора. В одной главе Мольденке спотыкается, ковыряясь в носу, и приземляется на руку, в результате чего его палец застревает в ноздре. В другом Уитон подает грибной чай паре китайских государственных служащих, которые посещают хижину. В конечном итоге они занимаются такими вещами, как рисование бабочек на своих документах вместо того, ради чего они пришли на самом деле.
Смерть Молденке неизбежна с самого начала книги. Это даже название. Однако, когда это случилось, мне все равно стало грустно. Проведя всю книгу, наблюдая за его выходками, его борьбой и его отношениями, я закончил книгу с чувством, что теперь чего-то не хватает. Следует отметить, что Мольденке является главным героем других книг Оле. Это первая его работа, которую я прочитал, поэтому, хотя нет необходимости читать остальные, она может оказать большее влияние на тех, кто больше знаком с другими работами Оле.
Эта книга напомнила мне о некоторых глубоких потерях, с которыми я столкнулась в своей жизни. Тем не менее, это было сделано с занимательной историей, веселой комедией и странными персонажами, которые все еще казались знакомыми. Те, кто читал другие книги Дэвида Оле с Молденке, скорее всего, извлекут из этого больше пользы. Однако, даже без этого, я считаю, что он также очень хорош сам по себе как сатира на бюрократию, причудливый научно-фантастический рассказ и взгляд на старение и неизбежную смерть.