Это был 2017 год, когда журналист Ронан Фэрроу начал работать над историей на американском вещателе NBC, которая вызвала самый большой культурный момент последнего времени: несколько женщин обвиняли голливудского продюсера Харви Вайнштейна в насилии, начиная от сексуальных посягательств и заканчивая домогательствами. Это приведет к падению Вайнштейна, поможет открыть шлюзы движению MeToo и заставит нас переоценить все, что мы знаем о сексе и власти.
Но на полпути к репортажу Фэрроу для NBC он передал свои сногсшибательные доказательства, в том числе тайно записанный на пленку аудиозапись признания Вайнштейна в том, что он ощупывал модель, в журнал The New Yorker и вместо этого опубликовал там свое расследование. В своей новой книге «Поймай и убей» он рассказывает захватывающую предысторию сенсации, которая взбудоражила всех нас: якобы Вайнштейн и влиятельные игроки NBC сделали все возможное, чтобы опровергнуть эту историю, а Вайнштейн нанял шпионов и частных неполноценных, чтобы следить за ним и запугивать его. (NBC отрицает, что приказал ему отказаться от этой истории).
«Международный шпионский заговор, который разыгрывается в «Поймай и убей», во многом связан с подавлением свободы прессы, и я рад видеть, что книга открывает этот разговор о важности пресечения некоторых из них», - он говорит.
Мы встречаемся в Лондоне, где на этой неделе 31-летняя Фэрроу продвигает книгу, которая читается как шпионский триллер и, по иронии судьбы, созрела для превращения в голливудский фильм. Он очарователен, язвителен и скромен в своих феноменальных достижениях. Он не выглядел бы неуместным и в Голливуде, что неудивительно, учитывая, что его родители - актриса Миа Фэрроу и актер и режиссер Вуди Аллен. (Несмотря на то, что его мать замечает, что его биологическим отцом «возможно» может быть Фрэнк Синатра, Ронан сказал, что считает Аллена своим отцом.)
С параллелями между его собственной жизнью и историями, которые он раскрывает, он, возможно, является такой же частью голливудского пузыря, как и некоторые женщины, чьи утверждения он сообщает. Несколько лет назад его сестра Дилан обвинила Аллена в жестоком обращении с ней в детстве и призвала Голливуд закрыть на это глаза. (Аллен отверг обвинения, и после расследования никаких обвинений предъявлено не было.) Голос Дилана то появляется, то исчезает из книги, и в какой-то момент Ронан, который сейчас отдалился от Аллена, звонит ей, чтобы спросить совета, прежде чем взять интервью у актриса Роуз МакГоуэн о своих обвинениях в изнасиловании.
Был только постоянный барабанный бой людей, которым я доверяю, говорящих, что это не стоит риска.
‘Ну, это самое худшее, - говорит ему Дилан, исходя из своего опыта. «Рассмотрение. Ожидание рассказа. Но как только вы выскажете свой голос, все станет намного проще… Если вы это понимаете… не отпускайте его, ладно?», - добавляет она.
Заставила ли история Дилана понять необходимость более жесткого освещения обвинений в сексуальных домогательствах? «Это дало мне более глубокое понимание ставок и закулисных тактик, которые используются против женщин, которые говорят об этих проблемах», - говорит он.
Я полагаю, что его, должно быть, бесит снова видеть Вайнштейна на улице, поскольку он ожидает суда по двум обвинениям в изнасиловании в январе (он не признал себя виновным по обоим). В этом месяце опального продюсера, как сообщается, заметили в нью-йоркском ночном клубе, а в прошлом месяце - на вечеринке для актеров.
'На самом деле это не моя работа - злиться из-за этого, - говорит Ронан. «Моя работа в отношении любого заявления, о котором я сообщаю о Харви Вайнштейне, состоит в том, чтобы просто быть очень, очень справедливым по отношению к нему. И я думаю, что сделал это в репортаже».
Он дипломатичен, но это не мешает ему говорить, что, по его мнению, Вайнштейн все еще вмешивается в дела, несмотря на то, что он находится под залогом. - О, абсолютно никаких сомнений. Я имею в виду, вы можете посмотреть на публичные отчеты о том, что его юридическая команда сделала, чтобы попытаться запугать окружную прокуратуру Манхэттена и снять обвинения против него», - говорит он.
В книге Ронан углубляется в то, почему, по его мнению, Вайнштейн пытался «заставить замолчать свои репортажи». В какой-то момент Ронан прячет свои улики в хранилище и оставляет инструкции о раскрытии информации, «если со мной что-нибудь случится». Он также практикуется с стрельбой из пистолета, и вы можете себе представить, что в этот момент его близкие будут убеждать его отменить все это.
‘Там просто постоянный барабанный бой людей, которым я доверяю, говорящих, что это не стоит риска. А потом были действительно принципиальные люди, такие как мой партнер, которые сказали: «Это абсолютно стоит риска. Важны только история и правда».
Несмотря на то, что он нашел это «по-настоящему пугающим», ему удалось обрести чувство перспективы.
«У меня не было детей, о которых нужно было беспокоиться», - добавляет он.
Однако он все еще оглядывается через плечо и принял меры, чтобы его телефон не прослушивался. «Это реальное явление, которое происходит во всем мире, и мы все должны быть к этому готовы», - говорит он.
'Я сообщаю об историях, которые связаны с большим количеством столкновений с теми, кто использует тактику, о которой я рассказываю в "Поймай и убей", так что сейчас у нас важный разговор о необходимости защищать журналистику в обеих наших странах».
Как бы мрачно это ни звучало, книга также рисует оптимистичную картину храбрости разоблачителей. Это напоминает нам, что дни, когда преступники выживали в культуре, которая полагалась на молчание жертвы, остались в прошлом.
Когда дело доходит до того, что Ронан собирается делать дальше, он не будет привязываться к деталям. «Думаю, я продолжу рассказывать истории, которые имеют значение, - говорит он. Однако мне интересно, не беспокоится ли какой-то президент о своем следующем шаге.
Catch And Kill, опубликованный Little Brown, уже вышел.