Режиссер Родни Эшер находится на каком-то следующем уровне дерьма. В его предыдущем фильме «Комната 237» использовались клипы, интервью и многое другое, чтобы создать увлекательный лоскутный документальный фильм, исследующий многочисленные теории заговора, связанные с «Сиянием» Стэнли Кубрика. В его последнем документе The Nightmare используется аналогичный подход, поскольку он рассматривает ужасающие явления сонного паралича. Фильм чередуется между тревожными анекдотами, рассказанными страдающими параличом, и мечтательными, совершенно ужасающими реконструкциями их худших ночей под простынями. Скажу сразу, фильм действительно страшный.
Не просто серия ночных баек, посвященных интуитивным реконструкциям, «Кошмар» также проделывает большую работу, исследуя явления и исследуя все тонкости того, почему это происходит, и, что самое интересное, почему люди галлюцинируют одних и тех же теневых людей, когда Бывает. Ашер не приводит никаких серьезных медицинских исследований событий, а только флиртует с подробностями об электрических соединениях в нашем мозгу, которые делают свое дело, пока мы спим.
В вопросах и ответах после фильма Ашер объяснил, что его не особо интересовали медицинские исследования сонного паралича - это не та история, которую он хотел рассказать. Его гораздо больше интересуют философские и религиозные последствия того, почему, черт возьми, это происходит с людьми. Рассказав свои истории 8 человек, Ашер представляет яркий и интимный взгляд на состояние, которое может буквально разрушить жизнь и изменить восприятие реальности людьми.
В отличие от «Комнаты 237», Ашер снимает своих интервьюируемых, когда они подробно описывают свой опыт сонного паралича. Однако это не обычные сегменты говорящих голов - эти моменты обладают мощным жутким тоном, который плавно переносится на реконструкции. Некоторые из них проходят в темных детских спальнях и домах, где испытуемые впервые испытали сонный паралич, что придает их рассказам невероятный вес.
Часто переход между историей субъекта и реконструкцией отмечен медленным панорамированием, и, черт возьми, как только это произошло, мне пришлось подготовиться. Для любого, кто когда-либо сталкивался с сильным сонным параличом, реконструкция, честно говоря, похожа на переживание их заново. Я лишь слегка страдал от этого феномена, я бы сказал, в возрасте от 15 до 25 лет. Слушать эти предметы и наблюдать за этими реконструкциями было одновременно утешительно и страшно. Приятно знать, что вы не одиноки и что эти люди (и буквально тысячи людей по всему миру) пережили «кошмар». И чертовски страшно снова пережить их на большом экране.
Хотя 8 субъектов происходят из самых разных слоев общества и из разных мест - от Среднего Запада до Лондона - их воспоминания имеют много общих образов, таких как люди-тени, человек в шляпе, голоса и т. д. Они начинают перекрываться и действительно удивительно, что эти разные люди со всего мира испытали одно и то же, с разной степенью ужаса. Ашер также показывает, что этот опыт был лишь частично задокументирован на протяжении всей истории во всех уголках земного шара.
Как будто анекдоты субъекта были недостаточно ужасающими, реконструкции превращают «Кошмар» в честный фильм ужасов. Есть некоторые скримеры, но это имеет смысл, учитывая, что когда сонный паралич наступает и отступает, это похоже на удар кулаком. Настоящий ужас возникает, когда мы слушаем, как субъекты рассказывают свою историю, а мы смотрим, как разыгрывается реконструкция. Это невероятно эффектная и провокационная работа. «Как будто тьма жива», - говорит один субъект. И The Nightmare воплощает этот ужас в жизнь.
Как человек, страдавший сонным параличом в течение целого десятилетия, «Кошмар» - это документальный фильм, который я всегда хотел посмотреть, но никогда не хотел смотреть. Он выкопал много скелетов, поднял много вопросов, и сделал это в пугающей манере, которой не могут достичь большинство прямолинейных фильмов ужасов.