"Мы забыли, как обращаться с мертвыми"

"Мы забыли, как обращаться с мертвыми"
"Мы забыли, как обращаться с мертвыми"
Anonim

Пандемия короны также повлияла на прощание с умершими, на похоронах только несколько человек могли или часто могут собираться вместе. «С моей точки зрения, скорбящим не хватает именно физической близости», - говорит гробовщик и психолог Кристин Кемпкс. В интервью информационному агентству Ролик новостей автор книги «Учимся жить с горем - импульсы к новому внутреннему равновесию» объясняет, как можно примириться со смертью близкого человека.

Во время пандемии Короны похороны не могли и не могут проходить как обычно. Каково было влияние?

Кристин Кемпкес: С моей точки зрения, скорбящим не хватает именно физической близости. Если в часовне 15 стульев с огромным расстоянием, каждый сидит со своей болью сам с собой. Как гробовщик, я, по крайней мере, передвигаю стулья вместе для людей из семьи. Просто приятно держать тебя за руку и чувствовать свою руку. Другая форма близости также может возникнуть, например, через такие ритуалы, как совместное зажигание свечей во время панихиды.

Что делать, если не можешь попрощаться с могилой?

Kempkes: Прежде всего: многие похороны прошли бы в узком кругу даже без Corona. Пожилые люди часто имеют очень маленькое социальное окружение. Таким образом, на них не распространяется ограничение на количество допущенных людей. Если люди действительно не допускаются на похороны из-за действующих правил, есть разные варианты. Например, вы можете зажечь свечу у себя дома во время похорон, чтобы пообщаться с скорбящими.

Я также столкнулся с тем, что на похоронах у могилы оставляли большую вазу с цветами, а других скорбящих приглашали посетить могилу в тот же день или на следующий и положить туда один из этих цветов. Родственники могут раздать пакеты с любимыми цветами умершего человека на панихиде, а затем отправить их людям, которые не могли быть там вживую. Некоторые похоронные бюро транслируют или снимают поминальные службы.

Из-за пандемии люди часто не могли или не могут пойти в больницу, чтобы быть рядом со своими близкими в момент смерти. Некоторые чувствуют себя виноватыми в этом. Что бы вы посоветовали этим людям?

Kempkes: Из-за отсутствия прощаний мы продвигаемся вперед с еще большей грустью. Когда умирающий близкий находится в больнице или в доме престарелых, следует настаивать на возможности посещения. Опыт показывает, что часто делаются исключения из запрета на посещения. Одно из преимуществ оцифровки: люди могут быть связаны с помощью мобильного телефона или видеозвонка. Слух уходит последним. Поэтому можно предположить, что умирающие слышат, когда с ними разговаривают по громкому телефону. Как утешительно, когда они потом слышат: «Я люблю тебя» или «Спасибо за все, что мы смогли пережить вместе».

Если такой возможности не было, прощание у открытого гроба тем важнее. Мы забыли, как обращаться с мертвыми. Нас пугает вид или даже прикосновение к мертвому человеку. Но это важно для того, чтобы понять в прямом смысле слова, что произошло. Это важная часть головоломки между моментом, когда мы в последний раз видели человека живым, и моментом, когда гроб или урну опускают в землю.

Что, если бы вы не смогли попрощаться у гроба или на смертном одре?

Kempkes: Если прощание не произошло на смертном одре или у открытого гроба, то важно смириться и с этой ситуацией. Не следует осуждать себя за принятые решения или чувствовать себя ответственным за внешние условия. К нечистой совести, оставившей в покое умирающих родственников, хотелось бы добавить опыт людей с предсмертным опытом: Они сообщают, что мы не одни умираем. Те, кто ушел раньше нас, ждут нас на другой стороне и пожимают нам руку.

Не может ли нежелание прощаться годами иметь психологические последствия или даже стать своего рода травмой?

Kempkes: Я не хочу исключать возможность того, что нынешние обстоятельства могут иметь серьезные последствия, включая травмы, в отдельных случаях. Любой, кто испытывает чувство потери связи с жизнью после потери, должен обратиться за профессиональной помощью в группу помощи горюющим или через индивидуальное консультирование по поводу горя. Это не признание слабости, а свидетельство силы взять на себя ответственность за себя и свою жизнь.

Как пострадавшие могут положить конец смерти человека?

Кемпкес: Исцеляющее путешествие сквозь горе не столько заканчивается смертью. Скорее, важно интегрировать смерть и горе в жизнь. Горе - это чувство, необходимое для того, чтобы пережить потерю. Ему позволено быть там, и он хочет, чтобы его чувствовали. Чем больше мы принимаем это и не восстаем против потери и горя, тем легче приходит внутренний покой.