10 октября исполнилось 40 лет Shivers (также известному как Они пришли изнутри), классическому фильму Дэвида Кроненберга о похитителях тел. «Дрожь» был первым полнометражным фильмом Кроненберга (ранее он снял два короткометражных фильма), но для такого относительно нового режиссера он удивительно солидный. Хотя он и не считается одним из лучших фильмов Кроненберга, он выдержал испытание временем и остается удивительно жутким (и отвратительным) маленьким фильмом.
СПОЙЛЕРЫ фильма 40-летней давности
Действие фильма происходит в многоквартирном доме в Монреале, когда ученый разрабатывает паразита, который вызывает неконтролируемое сексуальное желание у своего хозяина и может передаваться только половым путем. Его доводы в пользу этого не совсем убедительны (он думает, что человечество потеряло связь со своими первобытными инстинктами), но, тем не менее, он внедряет паразита в свою любовницу-подростка, которая оказывается сложной шлюхой. Она спит со многими людьми и паразит начинает распространяться среди жильцов многоквартирного дома.
К удивлению Кроненберга, Шиверс предлагает много графического насилия, но не показывает его. Например, когда ученый вскрывает желудок своей любовницы и вливает в него кислоту, чтобы растворить паразитов, прежде чем перерезать себе горло, зрители на самом деле этого не видят. Мы знаем, что это происходит, и это делает последовательность еще более пугающей.
Дрожь стала источником вдохновения для бесчисленных фильмов, включая блестящую комедию ужасов Джеймса Ганна Slither со сценой в ванной (с участием королевы крика Барбары Стил):
Выступая в качестве метафоры падения общества, Shivers напоминает новый фильм Бена Уитли (Kill List) High-Rise, который также сопоставляет рушащийся микрокосм внутри многоквартирного дома (я ненавидел этот фильм, Калин понравился). В то время как фильм Уитли (и роман, на котором он основан) использует сатирический подход к предмету, Кроненберг использует жалкий ужас.
Нормальная жизнь высмеивается (и преувеличивается) через скучных, душных белых воротничков жителей многоквартирного дома, которые составляют большую часть его населения. Только когда они заразятся, они смогут дать волю своим плотским желаниям. Как ни странно, Кроненберг сказал, что больше общался с жителями после того, как они заразились. Кроненберг, должно быть, знал, хотя в 70-х в Канаде были проблемы с сексуальным подавлением.
Хотя «Дрожь» - это в первую очередь фильм ужасов, в нем также есть много моментов черного юмора. Было ли это намеренно, я не могу сказать, но трудно смотреть на сцену ниже и не находить ее забавной.
Наконец, вы достигли кульминации в бассейне. Возможно, одна из самых тревожных сцен в фильмах ужасов, главный герой Роджер Ст. Люк (Пол Хэмптон) - единственный неинфицированный человек, оставшийся в здании. Он пробирается к бассейну, где его окружают другие жители, и в конце концов он заражается в массовой оргии. Финальный кадр фильма показывает, как все зараженные жители пробираются к своим машинам, чтобы заразить других людей и захватить мир.
С точки зрения мрачных концовок, Шиверс действительно берет верх, а оргия в бассейне - действительно навязчивый образ. Не так много фильмов, в которых можно сказать, что мир рухнул из-за массовой оргии. Интересно, что Shivers частично финансировалась Канадской корпорацией развития кино, финансируемой налогоплательщиками. Журналист Роберт Фулфорд считал, что хорошие люди Канады должны знать, за что они платят. Он написал резкую рецензию на фильм, заявив, что это «самый отвратительный фильм, который он когда-либо видел» (в значительной степени из-за того, что фильм основан на сексуальных темах и образах), но по иронии судьбы это только увеличило количество людей, желающих посмотреть фильм., и он имел кассовый успех. Слегка положительный отзыв от Роджера Эберта тоже не помешал.
Дрожь - фантастический фильм, и трудно поверить, что ему уже исполнилось 40! Если у вас никогда не было возможности увидеть первый фильм Кроненберга, обязательно поищите этот. В нем есть атмосфера порно 70-х, которая является частью его шарма, и он, несомненно, затронет вашу кожу. Это может быть избитая фраза, но нет более подходящего фильма для ее использования, чем «Дрожь» Кроненберга.