В 2007 году у меня была возможность поработать с Мухаммадом Юнусом над его книгой «Создание мира без бедности» (связь с общественностью). Юнус, конечно же, бангладешский экономист, который основал Grameen Bank, помог начать микрокредитную революцию и был одним из лауреатов Нобелевской премии мира 2006 года.
Во всем мире микрокредитование приобретает все большую силу, предоставляя бедным людям доступ к одной из самых основных человеческих потребностей: капиталу. предоставляя небольшие необеспеченные ссуды в размере двадцати, пятидесяти или ста долларов, Grameen Bank и подобные учреждения позволяют женщине, у которой ничего нет, начать или расширить простой бизнес - выращивание цыплят, плетение корзин, шелушение риса. Десяткам миллионов семей этот скромный поступок обеспечил постоянный выход из бедности.
Микрокредитование - важный инструмент экономического развития, заслуживающий большей поддержки со стороны мирового сообщества. Но микрокредит сам по себе не решит огромные нерешенные проблемы, с которыми сталкивается наша человеческая семья. Нужны другие инструменты, и среди них новая идея, которую Юнус называет социальный бизнес
Для большинства из нас бизнес означает один тип организации - коммерческую компанию, которая является основой системы свободного предпринимательства. Размеры таких компаний варьируются от магазина на одного человека до гигантской корпорации, такой как Wal-Mart, и они признают одну основную цель: максимизировать прибыль. Конечно, попутно они создают и другие блага: нанимают рабочих, производят полезные товары и платят налоги. Но суть в том, что это именно прибыль - прибыль, получаемая владельцами и акционерами.
Классическая экономическая теория не признает никакого другого вида бизнеса. На самом деле, он едва ли признает какие-либо другие человеческие мотивы. Традиционная экономическая теория фактически предполагает, что люди - это машины для зарабатывания денег, предназначенные исключительно для личной выгоды.
Но мы все знаем, что это неполная картина человеческой природы. Людьми движет мотив прибыли, конечно. Но ими движут и многие другие силы. Среди них желание делать добро другим, помогать нуждающимся, делать мир лучше - по сути, решать все нерешенные проблемы, стоящие перед человечеством во всем мире. Но сегодняшний капитализм бессилен воздействовать на эти мотивы, потому что в нем нет для них места.
В результате в наших социальных и экономических системах образовалась огромная пустота - пустота, которую социальный бизнес стремится заполнить.
В отличие от НПО или благотворительной организации, социальный бизнес производит товары и услуги, продает их по справедливой цене, конкурирует на рынке за клиентов и стремится покрывать свои расходы за счет полученных доходов. Но в отличие от традиционного бизнеса, направленного на максимизацию прибыли, он существует, чтобы служить социальной цели: накормить голодных, приютить бездомных, оказать медицинскую помощь больным или очистить окружающую среду. Более того, это не приносит прибыли. Вместо этого любой полученный излишек возвращается обратно в бизнес, что позволяет ему обслуживать больше клиентов и расширять предоставляемые им преимущества. Отсюда и такое простое определение социального бизнеса: безубыточный, бездивидендный бизнес с социальной целью.
Социальный бизнес отличается от благотворительности по нескольким параметрам. Самое главное, доллар на благотворительность тратится один раз, а потом пропадает. Но доллар социального бизнеса можно бесконечно перерабатывать. Каждый раз, когда социальный бизнес предоставляет товар или услугу клиенту, он генерирует доход, который можно использовать для обслуживания другого клиента. Таким образом, как и любой хорошо управляемый бизнес, хорошо управляемый социальный бизнес может расширяться бесконечно. Освободившись от зависимости от благотворительных пожертвований, социальный бизнес безграничен в своих возможностях - и в том, что он может сделать.
Вот почему, вопреки тому, что вы можете предположить, многие люди будут стремиться инвестировать в социальный бизнес. В конце концов, бесчисленное множество людей сегодня жертвуют на благотворительность или создают фонды. Эти же люди будут мотивированы финансировать социальные предприятия. Так же поступят и коммерческие компании, чьи владельцы или сотрудники хотят выразить «другую сторону» своей человеческой натуры, делая что-то хорошее для своих собратьев.
Социальный бизнес - это больше, чем теория. Это практическая реальность. В следующем посте я опишу некоторые из ранних опытов социального бизнеса, которыми Юнус и его коллеги из Grameen Bank занимались первопроходцами.
Карл Вебер - внештатный писатель и редактор, специализирующийся на вопросах бизнеса и социальной политики. Его книги включают «Тройной результат» (в соавторстве с Эндрю В. Савицем; Wiley, 2006 г.) и «Преимущество: семь стратегий превращения серьезных угроз в прорывы роста» (совместно с Адрианом Дж. Сливоцки; Crown, 2007 г.).