Firestarter имеет проблему: он постоянно настаивает на том, что это ужас, хотя сам по себе он не имеет смысла. Роман Стивена Кинга о юной девушке, обладающей способностями к разжиганию огня, дважды экранизировали и оба раза не произвели впечатления на критиков. На самом деле, вторая итерация получила худшие отзывы, огромный подвиг, если учесть, сколько возможностей для улучшения было в оригинальном фильме.
Так почему же фильмы «Поджигатель» никак не могут остановиться, несмотря на то, что многие другие экранизации Стивена Кинга получили признание критиков? Не потому ли, что сам роман изначально не очень хорош? Может быть и так, но, учитывая, что фильм 2022 года довольно сильно отклонялся от романа и все же терпел неудачу, в нем должно быть нечто большее. Ответ довольно прост: Firestarter отчаянно пытается быть чем-то, чем он не является, фильмом ужасов.
Роман, адаптация 1984 года и адаптация 2022 года имеют одну и ту же предпосылку: пара однажды в ходе эксперимента рожает девочку со способностью разводить огонь, и теперь они продолжают бегство из Магазина, объекта, ответственного за наделение их полномочиями. Здесь нет ни призраков, ни жутких клоунов, ни сумасшедших убийц - вместо этого предполагается, что главный источник ужаса исходит от Чарли и ее пирокинетических способностей.
Вот в чем главная проблема. Чарли, будучи главным источником ужаса, сильно противоречит тому факту, что она также должна быть хорошим парнем, на стороне которого мы должны быть. Оба фильма пытаются сделать так, чтобы в использовании сил Чарли была некоторая моральная двусмысленность, но с самого начала ясно, что даже если Чарли плохой, люди из Магазина все еще намного хуже. У людей из Магазина плохие намерения, Чарли и ее родители просто пытаются жить нормальной жизнью.
Злодеи из фильмов ужасов очень редко становятся главными героями своих фильмов по двум веским причинам. Во-первых, фильмы ужасов процветают благодаря напряжению, волнению и предвкушению. Вот почему в слэшерах часто есть длинные сцены, в которых персонажи просто ходят и занимаются своими делами. Мы знаем, что убийца может выскочить в любой момент, но они этого не делают, и нетерпеливое ожидание, пока убийца раскроет себя, в то время как персонаж ни о чем не догадывается, заставляет нас нервничать.
Во-вторых, поскольку главный герой является жертвой ситуации, мы боимся не только злодея, но и главного героя. Большую часть времени они просто обычные люди, столкнувшиеся с угрозой, с которой они даже не подозревали, что столкнутся. Вот почему финальные девушки так популярны в фильмах ужасов. Никто не хочет быть жертвой таких убийц, как Джейсон Вурхиз или Фредди Крюгер, поэтому видеть, как за обычным человеком, таким же, как мы, охотятся, ужасно, а наблюдать, как они перехитрили злодея, чертовски приятно.
Оба этих фактора полностью отсутствуют, когда речь идет о любом фильме Firestarter. Здесь нет ни остроты, ни саспенса - зрители всегда точно знают, где находится Чарли и что она собирается делать. Как вы можете бояться человека, за которого также активно болеете? Вы не можете - когда Чарли использует свои силы, чтобы сбежать от плохих парней, вы ее не пугаете, вы ее подбадриваете. Ты знаешь, что в ее намерениях нет ничего зловещего, она просто пытается защитить себя и своего отца.
Возможно, единственное, что Чарли делает с плохими намерениями, это ранит свою маму. В фильме 1984 года мы начинаем с того, что верим, что Чарли сожгла свою маму до смерти, хотя на самом деле все, что она сделала, это сожгла себе руки - тоже непреднамеренно, поскольку на самом деле Чарли сделала это только из-за истерики. Эта сцена не кажется пугающей, а наоборот, является еще одним подтверждением того, что Чарли должен быть меньшим из двух зол, за которое мы должны болеть.«Она не хотела сжигать свою маму», - говорится в фильме. «Она всего лишь ребенок, который, как и все дети, не всегда может контролировать свои эмоции. Это Магазин убил маму Чарли. Злодеи - это Магазин».
В фильме 2022 года Чарли снова непреднамеренно обжигает руки своей матери, но полностью исчезает намек на то, что она могла убить свою маму. Эта сцена на самом деле предназначена только для того, чтобы вывести Чарли и ее отца из дома, что позволяет Рейнберду проникнуть внутрь и убить ее маму. Опять же, все, что мы получаем здесь, это то, что Rainbird и The Shop - зло.
Нет никакой угрозы, что Чарли станет хуже и превратится во зло, как Кэрри Уайт из «Кэрри» или Джек Торранс из «Сияния», потому что вы знаете, что история не сработает, если это произойдет. Во многих смыслах оба фильма «Поджигатель» изо всех сил стараются быть следующей Кэрри, но хотя Кэрри все еще давала нам возможность испугаться за жертв Кэрри - в конце концов, они все еще подростки, даже если они хулиганы, и они не знают о Кэрри. полномочия - это пространство полностью отсутствует в Firestarter.
Магазин полностью осведомлен о способностях Чарли. Они знают, на что она способна, и все же продолжают преследовать ее, чтобы запереть и изучить. Как фильм может ожидать, что мы будем ненавидеть Магазин на протяжении большей части фильма, а затем, когда начнется кульминация, мы будем бояться за них? Даже если Чарли может использовать свои силы, чтобы убить их, почему мы хотим, чтобы Чарли их убила?
Никто из них не хороший человек. Никто из них не является жертвой ситуации. Все они работают на дьявольское учреждение, стремящееся держать Чарли и ее отца взаперти. Это учреждение было ответственно за убийство мамы Чарли и вынудило Чарли и ее отца бежать. Почему мы не хотим, чтобы Чарли уничтожила их, если это означает, что она сможет сбежать?
Во многих отношениях оба «Поджигателя» являются яркими примерами того, как не надо писать фильм ужасов. Возможно, в Firestarter есть хороший фильм - может быть, как научно-фантастический боевик в стиле Спилберга, - но как фильм ужасов он просто выглядит как киноверсия позера. Обе версии фильма изо всех сил стараются напугать, и хотя есть что-то примечательное в том, что режиссеры взяли на себя задачу превратить злодея из фильма ужасов в симпатичного главного героя, проблема в том, что это никогда не удается.