С момента выхода трейлера фильма Марти Ноксон «До костей» фильм неоднократно обвиняли в приукрашивании анорексии и других расстройств пищевого поведения. Глядя на трейлер отдельно, тревога понятна. Есть сцена, где 20-летняя страдающая анорексией Эллен (Лили Коллинз) перечисляет все калории в тарелке с едой для своей сестры Келли (Лиана Либерато). «Как будто у тебя калорийный синдром Аспергера!» - восклицает Келли, когда Эллен правильно вычисляет все цифры. Для страдающих это потенциально триггер, и это вызвало бурю споров вокруг фильма еще до его выхода 14 июля, когда он будет доступен на Netflix..
Конечно, комментарий Келли неполиткорректен в отношении спектра аутизма; это играет на устаревших стереотипах о сохранении информации в стиле Человека дождя. Но это не главная критика, которую выдвигают люди. Эти разговоры о калориях - это то, что страдающих расстройствами пищевого поведения специально учат не делать; это потенциально вредно для их восстановления. Однако большее беспокойство вызывает то, что этот фильм заставит анорексию выглядеть круто, особенно для уязвимых молодых людей. Как и во многих других фильмах о расстройствах пищевого поведения, его главная героиня - красивая белая девушка из среднего класса, и есть опасность, что люди могут увидеть в ней образец для подражания.
Учитывая историю расстройств пищевого поведения в фильмах, вы можете понять беспокойство. Фильмы, книги и телешоу об анорексии исторически были сосредоточены на молодых, симпатичных белых девушках и рассказывали истории о тех, кто думает, что похудение сделает их красивее. Начиная с «Истории Карен Карпентер», где трагический упадок Карпентер явно связан с критикой ее внешности, и заканчивая «Лучшей маленькой девочкой в мире» 1981 года, где страдающая анорексией женщина чудесным образом выздоравливает буквально без всякой причины, изображения анорексии на экране продаются вразнос. миф о том, что это просто молодые девушки, которые хотят выглядеть определенным образом.
Но когда вы видите весь «До костей», становится кристально ясно, что создатели фильма знают все об этих подводных камнях и изо всех сил стараются сделать что-то еще. В первые секунды самой первой сцены Эллен явно отвергает идею о том, что ее болезнь связана с внешностью, или с тем, как СМИ изображают женщин, или с социальным давлением. Эта сцена подсчета калорий происходит в то время, когда Эллен не лечится; всего через несколько минут ей велят ни с кем не говорить о калориях или еде. На самом деле сочувствующие авторитетные фигуры на протяжении всего фильма не одобряют обсуждения цифр - будь то калории, вес или что-то еще - и в значительной степени сообщают общепринятые в настоящее время способы говорить о состоянии и его лечении. В этом фильме совершенно очевидно, что анорексия и другие расстройства пищевого поведения являются психическими заболеваниями, а не стадией, через которую проходит какой-то ребенок, и Эллен ходит на терапию, а также на взвешивание.
Важно отметить, что не все пациенты в ее доме престарелых страдают анорексией, и не все они худые, белые, женщины или подростки. Сама звезда может во многом соответствовать стереотипу, но она не единственная жертва болезни. И фильм затрагивает вопросы о триггерах и возможности непреднамеренного подталкивания других к дальнейшей опасности, поэтому он не лишен риска популяризации анорексии путем повышения ее значимости. Таким образом, жилая домашняя жизнь показана крайне негламурно: есть торчащие кости и скрытые тайники с рвотой; на них распространяются строгие домашние правила, которые лишают их частной жизни, чтобы уберечь их от членовредительства. Это не вдохновляет.
И сценарист/режиссер Марти Ноксон - бывший сценарист Баффи - истребительницы вампиров и один из первых шоураннеров UnREAL - и звезда Лили Коллинз в прошлом страдали расстройствами пищевого поведения. Хотя сценарий Ноксона временами очень забавен, это черный юмор, который не освещает основную болезнь, и исходит из знания. Коллинз тоже вызывает у Эллен чувство разочарования и гнева; она не какая-то трагическая беспризорница, а яростная, способная женщина, которая просто не может найти выход из этого состояния. Многие детали в фильме «До костей», такие как методы, которые использовал нетрадиционный врач Киану Ривза, были вдохновлены собственным опытом Ноксон и лечащим ее врачом.
«Я не понаслышке знаю, какую борьбу, изоляцию и стыд испытывает человек, когда он находится во власти этой болезни», - объяснил Ноксон в ответ на негативную реакцию на трейлер. «Стремясь рассказать эту историю как можно более ответственно, мы поговорили с другими выжившими и работали с Project Heal на протяжении всего производства в надежде быть правдивыми, но не взрывоопасными».
To The Bone, конечно, не расскажет историю всех, кто страдал расстройствами пищевого поведения. Он может предложить только крошечный проблеск одной картины. Но это не значит, что оно не имеет ценности. Это первая широкоэкранная драма (премьера которой состоялась на фестивале «Сандэнс» до того, как ее купил Netflix), в которой анорексия рассматривается как серьезная тема, достойная обсуждения, как психическое заболевание, а не какая-то милая маленькая причуда, свойственная девочкам-подросткам, и это само по себе важно. Это может помочь уязвимым людям увидеть свое отражение на экране, а их семьям и друзьям - понять и поддержать их трудности.
Несомненно, есть критические замечания к «До костей» - конечно, у него ужасный трейлер, у него мог бы быть более разнообразный актерский состав, и, возможно, перед вступительными титрами у него должно быть предупреждение о триггере, чтобы действительно гарантировать его безопасность - но он заслуживает шанса найти аудиторию и пролить новый свет на изнурительное, потенциально смертельное состояние.
ЧИТАЙТЕ: GLOW: борцовская драма Netflix 80-х - нокаут-сюрприз