Костас Зугрис
Очевидно, что греческая мифология бесчисленное количество раз подпитывала все формы искусства на протяжении веков. Некоторые мифы, однако, имеют особый резонанс в музыкальной сфере и умудряются с различными вариациями вызывать интерес меломанов, принадлежащих совсем к другой области.
Миф об Орфее и Эвридике, безусловно, один из них, поскольку мы находим его в опере, современном роке, греческой музыке и некоторых других музыкальных жанрах.
Резонанс, который миф об Орфее имеет в музыке, считается совершенно нормальным, если учесть, что Пиндар (522-442 до н.э.) называет его «отцом песен».
Орфей был главным воплощением искусства пения и лиры, изобретателем или усовершенствователем которых он также считается.
Согласно мифу, Орфей родился в деревне Пимплея, рядом с Олимпом, и был царем киконов, его матерью была муза Каллиопа. Мифограф Конон пишет, что он также был царем македонян.
В то же время с 6 века до н.э. Орфей считался одним из главных поэтов и музыкантов древности. Силой своей музыки и песен он мог очаровывать диких животных, заставлять деревья и скалы танцевать и даже останавливать течение рек.
Его имя не встречается у Гомера и Гесиода, поэтому Аристотель сомневался в его существовании.
Нимфа по имени Эвридика была женой Орфея. Согласно легенде, убегая от Аристея, он был укушен рептилией и умер. Вдали Орфей играл такие грустные песни и пел так жалобно, что все боги и нимфы плакали и советовали ему. Орфей спустился в Преисподнюю и своей музыкой успокоил сердца Аида и Персефоны - он был единственным, кому это удалось, - которые согласились позволить Эвридике вернуться с ним на землю. Но соглашение, которое сопровождало это решение, заключалось в том, что он должен идти вперед и не оглядываться назад, пока не достигнет верхнего мира.
В агонии он нарушил свое обещание, и Эвридика снова исчезла из его поля зрения.
Несколько древних писателей, таких как Платон, Эсхил, Овидий и Вергилий, рассматривали посещение Орфеем Подземного мира, давая различные версии.
Последняя музыкальная отсылка к мифу об Орфее и Эвридике была сделана американской певицей Анаис Митчелл. Это четвертый для певца, который живет в штате Вермонт и носит название Hadestown (Город Аида).
Альбом характеризуется как народная опера и помимо Митчелла, Бон Ивер также поет в роли Орфея и Ани ДиФранко в роли Персефоны. Митчелл играет Эвридику, а Грег Браун играет Аида.
Еще одним недавним возвращением в центр внимания мифа об Орфее и Эвридике стал успех, который он снова переживает спустя почти 40 лет, альбом голландской группы Focus, Moving Waves, благодаря использованию в рекламе песня, которая там есть, Фокус-покус.
В альбоме есть 23-футовая аранжировка оперы Якопо Пери «Эвридика», которая отсылает к мифу. Focus использует название Eruption в своей версии.
Изобретателем оперы считается итальянский композитор Якопо Пери, а «Эвридика» (1600 г.) - первая сохранившаяся опера. Примерно в 1597 году он также написал « Дафне», произведение, имевшее черты оперы.
Поэт Оттавио Ринуччини написал слова обоим.
В сентябре 2004 года Ник Кейв с группой Bad Seeds выпустил альбом Abattoir Blues/The Lyre Of Orpheus, вторая запись которого является отсылкой Кейва к мифу об Орфее, еще раз показывая нам понимание того, что великий Австралийский художник о нашей стране, ее мифах и ее истории, объясняя по-своему и свои частые визиты в Грецию.
Orfeo Negro (Орфей Негро), известный фильм 1959 года режиссера Марселя Камю, безусловно, является современной адаптацией мифа об Орфее бразильского музыканта Винисиуса де Мораеса, с историей, которая развивается во время празднования карнавала в Рио.
Фильм получил Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля и сделал ритм босса-новы известным во всем мире благодаря таким песням, как Manha de Carnaval, Felicidad и т. д.
Произведение Клаудио Монтеверди «Орфей» на слова Алессандро Стриджио также основано на мифе об Орфее и Эвридике и является одним из первых, которое было названо оперой.
Впервые она была сыграна в 1608 году на ежегодном карнавале в городе Мантуя.
Орфей и Эвридика - это название оперы, написанной в 1762 году уроженцем Баварии Кристофом Виллибальдом Глюком на итальянское либретто, написанное Раньери де Кальзабиджи.
Жак Оффенбах написал оперетту в четырех действиях Orphee aux Enfers (Орфей в подземном мире) в 1858 году на либретто Гектора Кремье и Людовика Галеви. Считается первой полноценной опереттой.
L' Anima del Filosofo (Orfeo ed Euridice) называется оперой Гайдна, а Il Pianto d'Armonia Sulla Morte Di Orfeo - кантатой Россини для тенора, хора и оркестра.
Британская группа Herd, участником которой был Питер Фрэмптон, в 60-х опиралась на легенду, чтобы написать хит From The Underworld.
Миф об Орфее присутствует с одноименной песней на альбоме Manos Hadjidaki Reflections, который впервые вышел в Америке в 1970 году с группой New York Rock And Roll Ensemble, из которых позже известный композитор стал автором музыки к фильму Майкла Камена.
Манос также написал «Песнь об Эвридике» для театрального спектакля 1959 года в исполнении Наны Мусчури:
Так как я стоял на вокзале, ты только что обернулась, играя спиной, ты увидела меня, я увидела тебя, я хотела ласки, но твоя цель переместилась на дорогу.
Поезда забрали его, облака дыма забрали его, твои глаза забрали его, и они потерялись в аиде.
Ты хороший, ты плохой, я не знаю, Как тебя зовут Орфей, а меня Эвридика.
Согласно мифу, Орфей в конце своей жизни презирал поклонение всем богам, кроме солнца, и однажды утром был убит на горе Пангей фракийскими менадами, которые разорвали его на куски во время неистовства своих Вакхические оргии, потому что он не чтил своего бывшего покровителя Диониса, чей оракул был на горе.
Музы собрали части его тела и похоронили под Олимпом. Его душа вернулась в Подземный мир, где он воссоединился со своей возлюбленной Эвридикой.