После успеха фильма «Хороший, плохой, злой» (1966) Paramount Pictures предложила Серджио Леоне больший бюджет на съемки того, что многие считают его величайшим произведением, «Однажды в сказке». Запад (1968). Он даже нашел звезду, которую хотел, Генри Фонду, на роль садиста Фрэнка. По словам историка кино и биографа Леоне Кристофера Фрейлинга, Фонда, сыгравший множество героев в вестернах, в том числе законник Уятт Эрп в фильме Джона Форда «Моя дорогая Клементина» (1946), прибыл на съемочную площадку с цветными контактными линзами и с бородой; увидев свою звезду, Леоне приказал ему удалить волосы на лице и контактные линзы, чтобы показать его отчетливые голубые глаза. Он хотел удивить публику, когда камера кружилась вокруг, показывая Фонду как хладнокровного убийцу семьи МакБейн.
После выхода фильм получил неоднозначные отзывы. Роджер Эберт, который был поклонником предыдущего фильма Леоне, дал OUATITW две с половиной звезды из четырех. В то время как визуальный стиль и темп приветствовались в «Хорошем, плохом и злом», Эберт написал, что в своем последнем предложении Леоне, похоже, не знал, когда остановиться. Тем не менее, Эберт высоко оценил решение Леоне подбирать актеров по типу и масштабы, которых он смог достичь с большим бюджетом: «Здесь множество деталей, много дополнений, тщательно продуманные декорации. Вокруг происходящего чувствуется жизнь Запада (а это ощущение невозможно получить при малых бюджетах)».
С тех пор фильм был переоценен кинокритиками и учеными как один из величайших вестернов всех времен. OUATITW был одним из 25 фильмов, отобранных Библиотекой Конгресса для сохранения в Национальном реестре фильмов США в 2009 году. Обширная 165-минутная квинтэссенция западных мифов Леоне недавно отметила свое 50-летие в декабре. Хотя его поочередно описывали как эпопею и «конную оперу», возможно, было бы более уместно рассматривать OUATITW как «романный вестерн» - описание, которое влиятельный кинокритик и теоретик Андре Базен (1918-1958) использовал для классификации. то, что он считал наиболее совершенными традиционными вестернами и развивающимися «супервестернами», выпущенными в послевоенной Америке. Хотя Базен скончался до волны итальянских вестернов, наводнивших кассовые сборы с середины 1960-х по 1970-е годы, я бы сказал, что OUATITW соответствует его критериям для этого нового стиля вестерна.
Базен однажды назвал вестерн «американским фильмом по преимуществу». В более позднем эссе под названием «Эволюция вестерна» Базен обращается к сдвигу, который он заметил в жанре с 1945 года.. Он определяет супервестерн как «вестерн, который постыдился бы быть просто самим собой и ищет какой-то дополнительный интерес, чтобы оправдать свое существование - эстетический, социологический, моральный, психологический, политический или эротический интерес, короче говоря, какое-то качество, внешнее по отношению к самому себе». жанр и который должен его обогатить».
Понятие оценки - что отличает картину из списка B от картины из списка A? - является одной из проблем Базена, когда он рассматривает низкобюджетные жанровые тарифы. Он написал:
Возвращаясь к Эберту, покойный кинокритик переоценил GBU Леоне в своей колонке «Великие фильмы», размышляя, почему он изначально не дал фильму четыре звезды - «возможно, потому, что это был ' спагетти-вестерн» и поэтому не мог быть искусством. Но это искусство, вызванное воображением Леоне и нарисованное на широком экране так ярко, что мы забываем, какими маргинальными произведениями были эти фильмы».
Но с OUATITW Леоне укрепил свой художественный подход к жанру с использованием развития персонажей, его стиля и темпа, музыкального сопровождения и интертекстуальных отношений с его жанровыми аналогами по отношению к его общему объему.
Персонажи OUATITW совпадают с некоторыми из тех, кто обычно появляется в фильмах этого жанра: проститутка с золотым сердцем, таинственный незнакомец, наемник, преступник и железнодорожный магнат. По мнению Базена, важно не отклоняться от основных персонажей вестерна, но им разрешено иметь эмоциональную и психологическую сложность. Представляя собой отход от персонажей трилогии Леоне Доллары, большинство персонажей в OUATITW развивают полные дуги персонажей по ходу повествования.
Кроме того, как Леоне и кинокомпозитор Эннио Морриконе начинали в GBU, каждый персонаж представлен музыкальной темой. В этом фильме темы построены на построении лейтмотивов, но дополнены инструментарием, как общим, так и анахроничным для периода времени 1880-х годов. Аранжировки включают оркестровые струнные, глокеншпиль, клавесин, бессловесный вокал, диссонирующую гармонику и электрогитару. Кроме того, лейтмотивы персонажей переплетаются по мере развития повествования и взаимодействия персонажей. Например, губная гармошка, изображающая безымянного незнакомца Чарльза Бронсона, смешивается с электрогитарой, олицетворяющей Фрэнка, персонажа Генри Фонда, который хочет отомстить Фрэнку за убийство своего брата.
Шайенн Джейсона Робардса, для сравнения, представлен звенящим банджо, что соответствует комедийным элементам его персонажа. Тема имеет скачущий ритм, почти напоминающий лошадь, идущую большими шагами. Иногда финальная музыкальная фраза останавливается, давая место комедийным репликам Шайенна, чтобы попасть в цель до того, как приземлится последний аккорд.
Потрясающий саундтрек к Джилл МакБейн также удваивается для главной темы фильма. Его меланхоличные, парящие качества музыковеды и кинокритики сравнивают с оперой. Это различие важно, учитывая, как фильм грандиозно мифологизирует Запад благодаря фирменному стилю и ритму Леоне. Из-за этого Джон Фауэлл, Кристофер Фрэйлинг и другие отметили, что OUATITW часто называют конной оперой или оперой насилия.
Эннио Морриконе написал музыку до начала съемок фильма. На съемочной площадке Леоне проигрывал записанную музыку и заставлял актеров двигаться в такт ритму тем, что идеально соответствовало его размеренному стилю съемки. Согласно Джону Фауэллу в «Искусстве Серджио Леоне «Однажды на Диком Западе», «его знаменитая мизансцена, характеризующаяся тщательной хореографией, установленная в точном ритме с музыкой, запечатленная в элегантных панорамах и отслеживающих кадрах, которые сами движутся». к музыке… Даже резня МакБейнов поставлена с таким терпением и серьезностью, что приобретает священный характер».
Это оперное качество - в комплекте с ариями, которые не поются, но передаются взглядами и минимальным диалогом - может быть одной из причин, по которой фильм достигает своего культового статуса. Это поднимает вопросы о том, что представляет собой фильм категории B, и делает его фильмом категории A, как задавались вопросом Базен и Эберт. Это не значит, что OUATITW не фильм категории B. Он сохраняет свои жанровые корни не только своим повествованием - вдова защищена преступником и незнакомцем от заговора железнодорожного барона с целью украсть землю ее мужа - и тропами, которых он придерживается, но и тем, как он интертекстуально отсылает другие вестерны. Например, Леоне ссылается на два предполагаемых супервестерна, которые Базен упоминает в своем эссе. Резня в Макбейне почти повторяет убийство семьи в основополагающем фильме Джорджа Стивенса «Шейн» (1953), а безымянный стрелок, играющий на инструменте, напоминает «Джонни-гитару» Николаса Рэя (1954).
Конечно, фильм не лишен недостатков. В то время как главные герои полноценны, второстепенные могут показаться одномерными. Во-вторых, повторение сюжетных элементов не делает повествование полностью оригинальным; скорее, повествование через элегическое движение камеры Леоне. Медленное развитие событий в сочетании со саундтреком может показаться мелодраматичным и превратить обычно скудный вестерн в затяжной роман для некоторых зрителей, что больше подходит для романа, чем для художественного фильма. Тем не менее, сильные стороны фильма, кажется, перевешивают любые предполагаемые недостатки и возвышают его до статуса A-list.
Согласно Базену, «я свободно говорю о вестернах, которые мне еще предстоит назвать - лучших, на мой взгляд, - что они «романные». обогащать их изнутри своеобразием их характеров, их психологической окраской, привлекательной индивидуальностью, чего мы ожидаем от героя романа.«Учитывая качества OUATITW, в том числе полностью раскрытые линии персонажей, методичный темп и партитуру, напоминающую масштаб оперы, было бы справедливо предположить, что Базен, возможно, оценил выдающийся опус Леоне.