Как и многие коренные народы, новозеландские маори не получают большого внимания на международном уровне. Тоа Фрейзер надеялся изменить это своим фильмом 2014 года «Мертвые земли», мировая премьера которого состоялась на Международном кинофестивале в Торонто в 2014 году. И хотя он не был номинирован, «Мертвые земли» также попал в список претендентов на звание лучшего фильма на иностранном языке на 87-й церемонии вручения премии «Оскар». Напоминая «Апокалипсис» Мела Гибсона, «Мертвые земли» заменяют майя доколониальными племенными войнами маори. Но делает ли Фрейзер больше с фильмом, чем это?
Во время наблюдения за миротворческой миссией между двумя кланами шестнадцатилетний Хонги (Джеймс Роллстон), сын вождя племени Тане (Джордж Энаре), становится свидетелем преднамеренного осквернения останков предков Вирепой (Те Кохе Тухака).. После столкновения с Wirepa Хонги обвиняют в попытке возобновить боевые действия. Позже той же ночью люди Хонги убиты Вирепой и его группой. Брошенный умирать, Хонги выживает и теперь должен отомстить за свой народ, чтобы принести мир и честь мертвым. Превзойденный численностью и сам не являющийся воином, Хонги отправляется в запретные Мертвые земли в поисках Воина (Лоуренс Макоар) за помощью в его поисках.
Вероятно, одна из первых вещей, которая привлечет зрителей, - это совершенно великолепная операторская работа Леона Нарби. Поклонники работы Питера Джексона над фильмами «Властелин колец» знают, насколько красивой может быть Новая Зеландия, и с «Мертвыми землями» она снова демонстрируется. Даже в самые напряженные моменты поисков Хонги пейзаж Новой Зеландии не перестает удивлять. Конечно, другая составляющая этого фильма - это действие. Поскольку это первый фильм, в котором показано боевое искусство маори мау-ракау, он мгновенно выделяет его среди других боевиков. И хотя это не постоянный шквал ударов мячом об стену, скорострельное нарезание боевых последовательностей почти прямо в лицо с лихвой компенсирует это неистовой энергией, которая действует на интуитивном уровне. Кроме того, кто не любит танцы маори хака? Широко раскрытые глаза и высунутые языки бойцов - это всегда зрелище.
Чтобы соответствовать действию, качество игры определенно на высоте. Спектакли, однако, уступают место языку маори, который является основным компонентом игры, если не самого фильма. Мало того, что язык является ключевой частью их воинской культуры (опять этот танец хака), он также сразу придает фильму достоверность и достоверность. Помимо этого, Макоаре выделяется как Воин. Макоаре, постоянно присутствующий на экране, также демонстрирует интимный диапазон, демонстрируя философию своего прошлого с Хонги. Даже когда он небрежно режет труп на ужин. Что касается Хонги, Роллстон отлично демонстрирует «совершеннолетие», когда Хонги растет и превращается в воина. Тухака также великолепен в качестве антагониста фильма, обладающего красивой внешностью и высокомерной гордостью, которая заставляет вас желать, чтобы он встретил свою судьбу самым худшим из возможных способов.
Что касается недостатков (хотя на самом деле это не недостаток), фильм бросает вызов типичному образцу боевика, предпочитая более глубокую историю, чем то, что вы обычно ожидаете. Таким образом, те, кто ищет чистый боевик, который не включает в себя взросление человека, которого втянули в роль мстителя, найдут более тихие моменты разочаровывающими. Кроме того, концовка фильма несет в себе антивоенный месседж, хотя ему не хватает определенного резонанса, поскольку большая часть фильма была сосредоточена на раскалывании черепов и мести.
Тем не менее, «Мертвые земли» представляют собой не только отличное действие и знакомство с маори для многих международных кинозрителей, но и проливают свет на доколониальную историю маори, даже если это вымышленный рассказ. Потрясающий пейзаж Новой Зеландии снова демонстрируется, а опора на язык маори и мау-ракау, безусловно, делает фильм еще более заметным. Поклонникам боевиков, которые ищут чего-то большего за пределами зачастую утомительного голливудского соответствия, обязательно стоит посмотреть этот фильм.