Нил Бломкамп покорил множество поклонников своим дебютным полнометражным фильмом «Район 9», который был номинирован на четыре премии «Оскар», включая «Лучший фильм». Его второкурсник Elysium заставил многих людей подумать, что он был чудом с одним хитом. Даже Бломкамп признал, что история была не очень хорошей. За несколько недель до выхода его последнего фильма Chappie было объявлено, что он будет режиссировать новый фильм «Чужой». Заключить эту сделку до того, как она была показана на экране, было мудрым шагом, потому что Чаппи повсюду. Это амбициозный шаблонный спектакль, который не знает, когда закончиться, и хромает из-за каскадёрского кастинга южноафриканских приятелей Бломкампа Die Antwoord.
Гораздо больше в духе А. И. чем Робокоп, Чаппи следует за развивающимся сознанием разумного робота, созданного Деоном (Дев Патель). Он сделал это тайно, потому что сильные мира сего (Сигурни Уивер) запретили ему проваливать успешную программу «скаутов» (роботов-полицейских). Все портится, когда Деона похищают Ниндзя, Иоланди и Америка, три отчаянных мошенника, которым нужно набрать крупный счет, чтобы выплатить долг. Вернувшись в лабораторию, озлобленный коллега Деона Винсент (Хью Джекман с кефалью) срочно пытается заставить своего массивного подражателя ED-209 интегрироваться в полицию.
Я упомянул ED-209, потому что есть несколько художественных сходств с Робокопом, особенно с ремейком 2014 года. В сети также было несколько очевидных шуток о коротком замыкании, но в конечном итоге фильм Бломкампа больше соответствует ИИ., поскольку он отслеживает эволюцию Чаппи и то, насколько дерьмовыми и эксплуататорскими являются люди по отношению ко всему на свете. Сначала Чаппи, как щенок, отшатывается от каждого громкого звука и повышенного голоса. Затем он начинает усваивать африканерский уличный сленг Die Antwoord, «гангстер номер один» и все такое. Педантичный Деон хочет, чтобы творческие способности Чаппи расцвели, а Ниндзя хочет научить его быть головорезом. Эти образовательные сцены тянутся и тянутся и касаются лишь поверхности исследования того, как передается мораль и что такое сознание на самом деле.
Сценарий наполнен моментами, которые варьируются от закатывающих глаза до просто глупых. Есть много юмора, который работает очень хорошо, например, монтаж угона автомобиля, но многие из них также непреднамеренны. Как быстро Die Antwoord приходят к выводу о том, как поступить, например, со скаутами. Также после похищения Деона его отпускают, потому что он обещает вернуться на следующий день. Подобные моменты служат сюжету (в конце концов, Деону приходится иметь дело с конфликтом с Винсентом), но это такие моменты, когда лицо ладоней, что они скорее отвлекают, чем продвигают фильм. Его письмо иногда настолько прямолинейно, что кажется, что история кажется глупой. Например, когда Чаппи видит последствия собачьей драки, он узнает, что мир буквально устроен как собака-собака. Понял?!
Самым большим отвлечением является Die Antwoord, чьи сценические образы резко бросаются прямо в этот научно-фантастический мир. Люди, незнакомые с ними, вероятно, будут сбиты с толку. - Почему везде написано «Зеф»? «Почему на стенах нарисованы члены?» «Почему они носят рубашки с лицами?» Так много моментов кажутся вставками для их музыки, дополненными крупными планами футболок Die Antwoord, что это полностью лишает сюжет серьезности. Как я могу серьезно относиться к чему-либо в фильме, когда Ниндзя на экране в коротких шортах и огромной голубой толстовке с дельфинами, с ярко-желтым пистолетом и грабит перед камерой, как гангста на последнем издыхании? Сам по себе это может быть поразительный образ, но в драматическом мире, который пытается установить Бломкамп, он режет глаза. Йоланди наименее глупая из двоих, и ее материнские инстинкты по отношению к Чаппи, по крайней мере, кажутся искренними.
Что касается самого Чаппи (озвучивает Шарлто Копли), Weta проделала потрясающую работу над дизайном, и он, в отличие от Ниндзя, фантастически вписывается в мир Бломкампа. Копли великолепно справляется с захватом движения. Он выразителен и правдоподобно взаимодействует со своим окружением и другими персонажами. Сцены действий очень хорошо продуманы и захватывающе поставлены. Во время кульминационного грохота есть момент, когда за спиной Деона происходит сильное насилие, но Бломкамп остается сосредоточенным на Деоне, а не на изображении позади него. Это отличный штрих, и он показывает, что у Бломкампа как у режиссера есть нюансы. Он знает, какие кадры нанесут эмоциональный удар, проблема в том, что медленных кадров с деньгами так много, что они становятся скорее очевидными, чем драматичными.
В Чаппи много сердца и амбиций, которые, к сожалению, подавлены глупостью Die Antwoord и шаблонным характером сценария. Это, конечно, удовольствие для публики (кто бы не болел за Чаппи?), но после того, как толпа довольна, фильм тянется еще минут 10 или около того. Есть пара моментов, которые могли бы стать идеальной концовкой, но Бломкамп держит Чаппи, пока он не сможет втиснуть туда еще одно промо Die Antwoord. Лучшая научная фантастика всегда задается вопросом: а что, если бы мир был таким, разве это не было бы отстойно? Затем он использует это как фон, чтобы сказать что-то о нашем обществе, каким оно является сейчас. Чаппи это не волнует, и он чувствует себя повторением предыдущих фильмов Бломкампа.
Фанаты пришельцев, держитесь за свои задницы.