Был ли New Nightmare шедевром Крейвена? Возможно, так оно и было.
Примерно через час в «Новом кошмаре» актриса Хизер Лангенкамп навещает старого друга, пытаясь выяснить, как и почему Фредди Крюгер, вымышленный злодей из франшизы «Кошмар на улице Вязов», кажется, мучает ее в реальности Мир. Этот старый друг, конечно же, Уэс Крэйвен, который играет самого себя в одной из самых важных сцен во всем фильме. В сухом монологе Крэйвен излагает основную концепцию фильма.
«Это об этой сущности, как бы вы ее ни называли», - говорит Крэйвен Лангенкамп, когда она спрашивает о кошмарах, которые ему снятся, и о новом сценарии, который они вдохновили его написать. «Он старый, очень старый. Он существовал в разных формах в разное время. Пожалуй, единственное, что в нем остается неизменным, - это то, ради чего оно живет на самом деле: убийство невинности».
“Иногда это можно захватить. Рассказчиками, в первую очередь», - продолжает он. «Время от времени они представляют себе историю достаточно хорошей, чтобы как бы уловить ее суть, а затем на какое-то время она оказывается в плену истории. Но проблема возникает, когда история умирает. И это может произойти многими способами. Это может стать слишком знакомым для людей, или кто-то разбавит его, чтобы облегчить продажу. Может быть, это настолько расстраивает общество, что его сразу запрещают. Как бы то ни было, когда история умирает, зло освобождается».
Теперь, когда закончились фильмы об Улице Вязов, объясняет Крэйвен, Фредди вырвался из пресловутой бутылки.
На первый взгляд, монолог Уэса Крейвена в «Новом кошмаре» - это не более чем информационная свалка, позволяющая зрителям узнать, что, черт возьми, происходит, в доступной для понимания форме. Как отмечает Крэйвен в комментариях к фильму, это действительно была цель, для достижения которой была задумана сцена, но когда вы копаетесь немного глубже в его слова, вы понимаете, что это гораздо больше, чем это.
В монологе вымышленный Крейвен утверждает, что страшные истории, по сути, не дают нашим реальным страхам поглотить нас, и если вы прослушали какое-то количество интервью за эти годы, вы знаете, что это идея, в которую твердо верил настоящий Крейвен. Фильм ужасов о том, что происходит, когда мы перестаем рассказывать страшные истории, «Новый кошмар» был во многих отношениях самой личной работой Крейвена, служившим отражением мышления, которое, вероятно, заставляло его всю свою карьеру пугать. ад из нас.
«Это как учебный лагерь для психики», - однажды описал Крэйвен опыт просмотра фильмов ужасов.«В реальной жизни люди упакованы в самые ненадежные пакеты, которым угрожают реальные, а иногда и ужасающие опасности - такие события, как «Колумбайн». Но повествовательная форма помещает эти страхи в управляемую серию событий. Это дает нам возможность рационально мыслить о наших страхах».
«Мне нравится бороться со страхами моей культуры», - сказал он однажды, касаясь той же самой идеи. «Я считаю, что хорошо встречать врага лицом к лицу, потому что враг - это страх».
Идея страшных историй, буквально ловящих наши страхи и удерживающих истинное мировое зло в страхе, блестяще раскрыта в «Новом кошмаре», и монолог Крейвена резюмирует, почему они всегда были такой популярной частью нашей культуры. Есть причина, как заметили многие писатели умнее меня, что фильмы ужасов имеют тенденцию быть наиболее популярными, когда реальный мир становится более ужасающим из-за таких событий, как война и террористические атаки, и причина в том, что фильмы ужасов могут быть мощной формой терапия. Встреча со своими страхами в безопасных рамках вымышленных развлечений позволяет нам преодолеть их или, по крайней мере, немного обуздать их, и я не уверен, что есть какой-либо режиссер фильмов ужасов, который понял бы это лучше, чем Крэйвен..
«Фильмы ужасов не вызывают страха», - сказал он. «Они выпускают его».
Может быть, без страшилок зло действительно было бы освобождено.