Можно ли улучшить поведение ребенка без крика и нытья? Эксперт по воспитанию детей Ноэль Дженис-Нортон говорит, что да, и у нее есть знаменитая союзница, актриса Хелена Бонем Картер, которая клянется, что ее совет изменил ее жизнь.
Советы Дженис-Нортон являются частью целой программы, которую она разработала и выпустила в начале мая в качестве руководства для родителей. Он называется «Спокойнее, проще и счастливее воспитание детей: революционная программа, которая меняет семейную жизнь» и обещает принести в дом долгожданный мир и спокойствие.
Вот некоторые из рекомендуемых книг:
● Избегайте обобщенных и преувеличенных похвал. Все мы знаем, что должны хвалить наших детей, но общие и преувеличенные выражения приносят им больше вреда, чем пользы.
Поэтому вместо того, чтобы говорить «замечательно», «безупречно», «замечательно», выберите конкретную и сдержанную похвалу, например: «Я вижу, вы внимательно читали свои уроки, обращали внимание на свое правописание и занимались копирайтингом».. Я также вижу, что вы не оставили пробелов. Это очень хорошо».
Ключ, по словам Дженис-Нортон, заключается в том, чтобы наблюдать, точно описывать и не использовать превосходную степень.
● Похвалите за отсутствие деструктивного поведения. Чтобы справиться с деструктивным поведением ребенка (например, он быстро говорит, грызет ногти, перебивает вас по телефону, постоянно что-то просит, не читает), начните подчеркивать моменты, когда ребенок плохо себя ведет.
В таких случаях используйте конкретную/сдержанную похвалу, чтобы указать ему на них. Скажем, например. "Вижу, ты не перебил меня по телефону, это очень хорошо".
Выражение «Я вижу это» заставляет детей напрягать уши, потому что это не то выражение, которое мы часто используем, когда хотим отругать или поправить их за что-то. Постепенно дети научатся ассоциировать «видеть это» со слухом о том, что они сделали что-то хорошее, и будут все чаще стремиться это услышать.
● Дайте им «особое» время. Каждый из родителей должен посвятить какое-то особенное, исключительное время каждому из детей, которое они вдвоем потратят на какие-то занятия.
Это время должно быть ежедневным, если возможно, длиться не менее 10 минут и не быть потраченным на совместный просмотр телевизора или игру на компьютере, а на что-то другое, что нравится вам обоим.
Детям в первую очередь нужно время от родителя того же пола, а если такового нет, от другого находящегося поблизости взрослого того же пола.
● Сначала научитесь слушать ребенка. Чтобы решить проблему, вы должны сначала выслушать, что говорит ребенок, и соответствующим образом скорректировать свой ответ. Таким образом, дети легче и быстрее преодолевают свой гнев или негативные эмоции, а также имеют возможность обработать свои эмоции, прочувствовать их в полной мере, а затем преодолеть их и успокоиться.
Чтобы выслушать ребенка, отложите в сторону свои чувства, остановитесь, что бы вы ни делали, сконцентрируйтесь на том, что он говорит, глядя ему в глаза, и подумайте, что ребенок может чувствовать.
Чувство, которое вы себе представляете, выражайте его ребенку, но не успокаивая его, пытаясь рационализировать, проповедовать ему или оправдывать его. Скажем, например. "Ты выглядишь очень расстроенным/сердитым из-за того, что твоя игра испортилась."
● Подготовьтесь заранее. Это мощная техника, которая гарантирует, что ребенок будет следовать правилам дома. Вы должны применить его до того, как возникнет негативное поведение, и определенно не во время боя или когда вы спешите. Кроме того, говорить будет ребенок, а не ты.
Что делать? Выберите нейтральное время (без боя), когда у вас много времени. Сядьте с ребенком и задайте ему несколько основных вопросов (на каждый вопрос и ответ тратьте до 60 секунд).
Каждый вопрос должен быть детализирован и не содержать ответов «да» или «нет», а иметь конкретный ответ. Более того, поскольку ребенок знает ответы, вам не следует говорить ему, а ждать, пока он сам их скажет.
Пример? «Когда мы вернемся с футбола, что мы должны сделать в первую очередь? Куда мы положим сумку? Куда мы поставим обувь? Что мы будем делать с грязной одеждой? Чем детальнее ответ каждого ребенка, тем больше он запоминается.
● Устраните отвлекающие факторы. Если, например. ваши дети играют по утрам вместо того, чтобы собираться в школу, разложите их одежду по разным комнатам, чтобы они не встретились перед тем, как одеться. Или, если они отказываются тепло одеваться зимой, достаньте из шкафов летнюю одежду, чтобы она не была под рукой, и носите одежду с короткими рукавами.
● Никогда не просите об одном и том же дважды. Чтобы заставить ребенка сделать то, что вы просите с первого раза (по крайней мере, в 90% случаев), примените следующий простой метод. Он подходит для детей старше 3 лет и не рекомендуется в двух ситуациях: когда ребенок сидит перед экраном и когда вы торопитесь.
Метод следующий:
1. Идите в комнату, где находится ребенок, встаньте рядом с ним и посмотрите на него.
2. Подождите, пока он тоже повернется и посмотрит на вас - но только на вас и больше никуда.
3. Скажите ребенку, что вы хотите, чтобы он сделал - медленно, просто, четко и только один раз.
4. Попросите ребенка повторить то, что вы сказали, сказав: «Пожалуйста, скажи мне, что ты должен сделать сейчас» (как только ребенок начинает это говорить, он начинает стать его собственным решением и ответственностью).
5. Подождите на своем месте, пока ребенок сделает то, о чем вы его просите, - и за все, что он делает правильно, хвалите его конкретно и умеренно.
Со временем последний шаг перестанет быть необходимым, и в конечном итоге потребуются только первые три.