Я только что начал читать «Эрагона», первую книгу эпического цикла «Наследие». Это классическая история о мальчике, который случайно вылупляет дракона из странной скалы, учится общаться с упомянутым драконом и отправляется мстить за своего дядю, а в поездке участвует экспозиционный не-волшебник.
Будучи фэнтезийной сказкой, действие которой происходит в мире магии и странных существ, она, конечно же, содержит большое количество тропов, наиболее очевидным из которых является «Избранный». Когда вы рассказываете историю о приключениях, квестах или эпических путешествиях, очень важно дать вашему герою причину покинуть домашний уют и отправиться в великое неизвестное. Осознание того, что вы единственный человек, способный выполнить важную задачу, является довольно веской причиной, чтобы оседлать свою лошадь, взять немного картошки и отправиться в путь. Судьба мира, покоившаяся в их непосвященных руках, погубила многих литературных героев поневоле.
Но таких главных героев не так много, с которыми я могу справиться. Беда избранных в том, что они могут стать, осмелюсь сказать, скучными.
‘О, смотрите, они избежали еще одного невозможного сценария с помощью своего Эпического Навыка. Вау, они получили еще одну магическую способность в самый нужный момент. О, смотрите, То, что они умеют делать очень хорошо, оказалось именно тем, что им нужно, чтобы разрешить эту ситуацию. И да, конечно, они стали мастерами этого конкретного боевого навыка очень быстро и как раз перед тем, как он им понадобился, несмотря на то, что до начала своего пути они ни разу не коснулись меча».
Моя любовь к фэнтези была привита мне в довольно юном возрасте - лет семи, если быть более или менее точным. Но я не забредал в Средиземье до подросткового возраста, и об этой оплошности я очень сожалею. Друг предложил мне одолжить расширенные DVD, но только если я сначала прочитаю книги. Мне понадобилось несколько глав, чтобы влюбиться, но меня покорила не богатая предыстория мира, языки и знания различных рас или отважное решение Фродо принять Избранность.
Это был Сэмуайз Гэмджи.
Я не очень хорош в том, чтобы иметь любимые книги или персонажей, потому что слишком много вариантов, чтобы сделать их справедливыми, но Сэм предлагает очень убедительный аргумент в пользу того, почему он должен быть не только моим любимым Толкином творение, но мой любимый литературный персонаж всех времен.
Без Сэма Фродо определенно умер бы задолго до Роковой Горы. Вероятно, до того, как он должным образом покинул Шир. Это факт, который сам Фродо признает в «Двух башнях», когда они говорят о том, что их путешествие станет сказкой для будущих поколений. Называя его «Отважным Сэмуайзом», он честно признается: «Фродо не ушел бы далеко без Сэма».
Не поймите меня неправильно, я тоже люблю Фродо. Он был бесспорно смелым и самоотверженным, готовым пожертвовать своим здоровьем, рассудком и жизнью, чтобы Шир и остальная часть Средиземья могли жить в мире. В конце путешествия физические и психические потери от того, что он был Хранителем Кольца, лишают его возможности оставаться в мире, который он помог спасти, что он рационализирует так: «кто-то должен отказаться от них, потерять их, чтобы другие могли держите их» - и тут трудно не вспомнить о службе Толкина в годы Первой мировой войны.
В фильме Фродо останавливает возможную войну между эльфами, гномами и людьми из-за права собственности на Кольцо. Встреча в книге гораздо менее изменчива, но все же он добровольно отправляется на квест, когда никто другой не хочет. Он считает своим долгом уничтожить Кольцо, несмотря на то, что он уже был поврежден, когда нес его в Ривенделл.
Но он все еще немного катастрофа. В «Братстве Кольца» он участвует в двух крупных битвах - сначала на Заветренной вершине против назгулов, а затем против орков и пещерного тролля в Копях Мории. Оба раза чуть не умирает. Он проводит большую часть своей миссии по спасению мира, путешествуя по Средиземью, останавливая всех от попыток взять кольцо (когда он им его не предлагает) и хандря. Он не получает никаких особых способностей или силы во время своего путешествия - на самом деле он становится слабее и утомляется с каждым испытанием. Его чуть не сожрал гигантский паук, его чуть не схватили за пределами Мордора, и он не смог отпустить кольцо на самом последнем этапе Роковой горы.
Миссия много раз сохраняется из-за Сэма. Гэндальф утверждает, что Сэма послали в первую очередь в наказание за подслушивание, но я думаю, что он знал, как сильно он будет нужен Фродо. Очевидно, что квест удался из-за их сочетания хобби.
Все существо Сэма поглощено ответственностью за других. Когда его поймал Гэндальф, его беспокойство по поводу того, что его превратили во что-то «неестественное», касается не его самого, а реакции его отца. Он вступает в сговор с Мерри и Пиппином, чтобы остановить Фродо, вечного самоотверженного, которым он является, отправляющегося из Шира в полном одиночестве. Когда Фродо шутит о том, что ему дали нести самые тяжелые вещи, Сэм «неправдоподобно» утверждает, что может нести больше. И это все до того, как начались их приключения.
Сэм встает между Фродо и любой опасностью, будь то Назгул, странные незнакомцы с мечами по имени Бродяжник, Голлум/Смеагол, голод или собственная решимость Фродо. Он защищается до грубости не раз. У ворот Мордора, разлученный со своим хозяином и другом, «его любовь к Фродо [возвышается] над всеми другими мыслями» и позволяет ему продолжать, несмотря на невероятные опасности и трудности. И кто может забыть кинематографический образ тонущей руки Сэма, когда он ныряет в реку вслед за Фродо, несмотря на то, что не умеет плавать?
Его благородство не только очевидно для Фродо, но и отмечено Арагоном, и благодаря этому несколько двусмысленному комплименту от Пиппина; «Сэм - отличный парень, он прыгнул бы в глотку дракона, чтобы спасти вас, если бы не споткнулся о собственные ноги».
Не его упрямая сила духа и огромное сердце делают его моим любимым персонажем. Это то, как он беспокоится о том, чтобы поступать правильно на каждом шагу, и насколько он на самом деле прекрасен. Заветное желание Сэма, помимо спасения Фродо от смерти, - вернуться домой и жениться на Рози.
Посмотрите на первые кадры Фродо и Сэмуайза в экранизации; это тонкое раскрытие их истинных характеров и ценностей. Фродо под деревом, не обращая внимания на окружающий пейзаж, погруженный в книгу. Он ищет эскапизма - приключений! Напротив, Сэма сначала показывают садоводом - подходящая демонстрация его потребности в воспитании.
Из-за влияния Бильбо Фродо всегда чувствует тягу к жизни за пределами зеленых холмов, и другие хоббиты замечают его отличия. Но Сэм доволен, он так же прочно укоренился в Шире, как и его растения. Ему гораздо сложнее отказаться от своего комфорта только потому, что так сказал волшебник.
Сэмуайз Гэмджи не считает себя достойным великих квестов, а всего лишь слугой, помогающим настоящему герою. Он мучается из-за того, что недостоин и недостоин взять Кольцо, когда думает, что Фродо умер, но все же может завладеть им и вернуть его почти без колебаний. Сэм - лучший образец для подражания, чем Избранный; ни пророчество, ни судьба не заставят его действовать так, как он это делает.
Но Сэм, вероятно, хотел бы, чтобы мы сосредоточились и на превосходстве Фродо, как транспортировщика драгоценностей и разрушителя троп. Фродо не совсем подходит под определение «Избранный», и не только из-за отсутствия у него специальных навыков. В пророчестве Боромира упоминается, что полурослик выступил вперед, но можно утверждать, что Фродо исполнил это пророчество, представив Кольцо Совету. Громкая речь Элронда о «маленьких руках [совершающих дела], потому что они должны, в то время как глаза великих находятся в другом месте» определенно намекает на то, что только хоббит может быть носителем кольца, но он не предъявляет Фродо никаких требований и даже говорит ему ему не нужно делать это, когда Фродо говорит. Вероятно, есть основания полагать, что обоим Бэггинсам суждено было закончить там, где они это сделали, и Гэндальф знал это с самого начала, но начиная с Ривенделла и дальше, это приключение, в которое ввязывается Фродо. (И технически он даже не выполняет квест сам - Голлум случайно бросает себя и Кольцо Всевластья в бесплатный спа-центр Горы Рока.)
И, честно говоря, я рад читать это таким образом.
При правильном применении этот троп может вдохновлять, но за ним скрывается опасность. Слишком многие из этих героев плохо контролируют свою жизнь. Пророчество, или разумный дракон, или странный набор правил привязывают их к их задаче. Это ужасно - конечно, мы попадаем в фантастические миры, чтобы сбежать из реального, но мы всегда будем видеть его отражение там; это цель фантазии. И кто захочет быть запертым в незыблемой судьбе, которую нужно исполнить, чтобы предотвратить катастрофу? Это не отражение, которое я хочу впитать в свое мировоззрение.
Я комок беспокойства, притворяющийся человеком без плаща. Одна из любимых лжи моего мозга состоит в том, что я несу ответственность за все плохое в мире. Совершенно иррационально, я знаю, но все же я застрял в непреодолимом страхе, что я еще не сделал все возможное, чтобы спасти мир. Всемогущие одиночные персонажи-спасители помогают укрепить возможность того, что мир разваливается на части по моей вине. Более вдохновляюще видеть, как персонаж осознает потребность и решает взять на себя ответственность за ее решение, несмотря на отсутствие личной силы. Это мужество, которое я могу воспроизвести без чувства вины за то, что я выбираю неправильный путь. Когда дорога широко открыта, есть только то, куда мы хотим или не хотим идти.
Властелин колец ясно дает понять, что великие приключения никогда не должны выполняться в одиночку. Это урок, повторенный с самого начала. Ответственность за его выполнение никогда не лежит исключительно на Фродо - «Совет дал ему товарищей, чтобы поручение не провалилось», как понимает Сэм в «Двух башнях».
Никогда не следует, чтобы один человек выполнял всю работу - урок, очень распространенный в сегодняшней атмосфере политических волнений и экологического кризиса. Не будет ни одного человека с генеральным планом, который вдруг появится и бросит волшебный меч в амазонку. Мы все должны делать все возможное, когда наступают темные дни.
Толкин не предполагал, что его работа будет иметь какое-либо значение или послание, тем не менее, она легко становится данью уважения самому верному определению дружбы и любви, а также силе действий обычных людей. Фродо достаточно смел, чтобы сделать все возможное, чтобы исправить мир, и Сэм решил, что ему не придется делать это в одиночку.
Samwise напоминает мне не только о том, что нужно поддерживать людей, которые мне небезразличны, которые отправляются в трудные квесты, но и ценить тех, кто поддерживает меня, когда я взбираюсь на свою Роковую гору. Samwise - это урок того, что, хотя хорошие друзья не могут избавить нас от всех наших забот и бремени, они могут вести нас вперед своими словами и действиями. Они видят наши цели, признают наш потенциал и делают нашу цель своим приоритетом.
Не отчаивайтесь, если вы не Избранный - не менее важно быть Сэмвайзом.